Это рассказ моей подруги Полины, с которой я дружу уже 25 лет. Она из интеллигентной семьи преподавателей. И в ее семье свято чтят память о предках — о дедушке Мартыненко Михаиле Григорьевиче, бабушке Марии Вакуловны Шамайко-Мартыненко, прабабушке Пелагее Дмитровне Шамайко. До войны они жили на Полтавщине. Матери моей подруги Полины во время войны — Людмиле Михайловне было 4 года.
Немцы наступали и население эвакуировали на восток. Маленькая Люся была очень больна и поэтому они не смогли идти с беженцами. Когда немцы пришли, они согнали все оставшееся население в глубокий овраг и с автоматами стояли наверху и ожидали прихода есесовцев. Хлестал ливень. Все обреченно ждали расстрела. На краю оврага люди нашли небольшую лазейку и некоторым, в том числе и прабабке Прасковье, бабке Марусе с маленькой Люсей на руках удалось бежать из этого оврага в лес. В лесу они вырыли землянку и тихо жили под землей, только по ночам выходя наверх. Питались ягодами, грибами и орешками.
Маленькая Люся от страха быть обнаруженными онемела и молчала до самого конца войны. В семь лет, в первом классе она впервые заговорила, со слезами на глазах рассказывая про овраг. Все эти годы она молчала, и весь этот ужас вырвался из детской души в памятный день для первоклассницы — в будущем преподавательницы электротехнического института.
Дедушка Мартыненко Михаил Григорьевич ушел воевать на фронт солдатом. Попал в плен к немцам. Бабушка Маруся нашла деда и выкупила его из плена: отдала немцу свои золотые сережки и организовала дедушке Мише побег. Он прятался в подвалах до наступления наших. Когда наша армия мобилизовала свои силы, дед пошел в артиллерийскую дивизию и прошел войну рядом с катюшами. Дошел до Берлина, участвовал в освобождении. В конце войны был ранен и привезен в госпиталь в Киев. У дедушки Михаила было много наград. После войны он работал часовщиком. Был уважаемым и интеллигентным. Рассказывал много историй про войну, восхищаясь мощью катюш, с помощью которых стало легче одержать победу над фашистами.
После войны был голод. Женщины выжили благодаря швейной машинке, которую перед войной завернули и зарыли в землю. После войны они отыскали это место и откопали свою швейную машинку. Она до сих пор хранится в их семье, как семейная реликвия и память о тех тяжелых днях.
С тех пор прошло уже 70 лет. В честь той прабабки Пелагеи моей подруге дали красивое и редкое имя Полина. И на той семейной реликвии — швейной машинке Поля научилась шить. Сейчас она шьет и это ее основной заработок.
У подруги двое детей. Сына назвали Мишей, в честь деда Михаила. А дочь назвали Машенькой, в честь бабушки Маруси. В этой семье хранят реликвии, письма, фотографии о предках и многочисленные награды дедушки Михаила.
На фотографиях: грамота участнику взятия Берлина, дедушка Михаил Григорьевич Мартыненко, фронтовые письма дедушки, его дочь Людмила Михайловна Черныш, мама моей подруги и фронтовая швейная машинка.