Первый бой 36-ого отдельного гвардейского тяжелого танкового полка прорыва


Период событий: с 12 июля 1943 г. по 12 июля 1943 г.
Автор: Федоров Геннадий Добавлено: 15 апреля 2015

Связанный выпуск

С 10 июля 1943 г. по 12 июля 1943 г.

Скупые строчки из наградного листа моего деда Федорова Григория Алексеевича о том, что он в боях под Прохоровкой командовал орудием танка «Черчилль» и был ранен, побудила меня взяться за исследование этой части боевого пути моего деда, так как по моим детским представлениям дед был танкистом Т-34, а про танк Мк-4 «Черчилль» я даже не слышал.

В военном билете деда указано, что в это время он служил в 36-м гвардейском танковом полку. Полное название полка по имеющимся источникам - 36-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва, для краткости 36-й ГТП. Дед был определен в полк после боев на Северо-восточном фронте, где он воевал с декабря 1942 года по апрель 1943 года.

Формирование 36-го ГТП началось в Ногинске в январе 1943 г. Полк имел 19 танков Мк-4 «Черчилль» (по штату 21 в составе 4 рот по 5 линейных машин - два взвода по два танка и танк командира роты, плюс танк командира полка). Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, командира орудия - наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком. В целом танк считался неудачным, и сам Уинстон Черчилль говорил: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!». Юмор советских танкистов был еще более прямолинейным. Танку «Черчилль» наши танкисты присвоили название БМ-5, что означало «Братская могила на пятерых».

Согласно документам, на 01.07.1943 года 36 ГТП был в подчинении 18 танкового корпуса, который в свою очередь находился в резерве Верховного Главнокомандования, но уже 05.07.1943 года 18 танковый корпус был включен в состав 5 гвардейской танковой армии.

06.07.1943г. 5-ая гвардейская танковая армия получила приказ совершить 300-километровый марш и занять оборону на рубеже Прохоровка — Весёлый. Район сосредоточения 5 гвардейской танковой и 5 гвардейской общевойсковой армий был выбран командованием Воронежского фронта с учетом угрозы прорыва 2-м танковым корпусом СС советской обороны на прохоровском направлении. Сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР).

Сам 36 ГТП участвовал в Прохоровском сражении во втором эшелоне за 170 танковой бригадой, обеспечивая правый фланг боевого порядка корпуса. 18 корпус получил задачу - во взаимодействии с 29 танковым корпусом, действуя с 30 гвардейским минометным полком, одним 75 мм истребительным противотанковым артиллерийским полком (иптап) и одним 57 мм иптап, сломить сопротивление противника на рубеже села Андреевка и выйти на белгородское шоссе. Выполняя поставленную задачу дня, к 17 час. 30 мин. соединения 18 корпуса ворвались в Андреевку. Здесь танкисты, встретив сильное сопротивление, остановились. Генерал Бахаров в 18 часов ввел в бой резерв — 36-й гвардейский танковый полк. Но безуспешно. Корпус вынужден был временно перейти к обороне. Так в районе села Андреевка в 18-00 12 июля 1943 года 36-й ГТП принял свой первый бой с «Тиграми». Потеряв почти 80% танков (15 из 19) полк заставил германскую танковую группировку отойти к Козловке.

Представьте себе танковый бой. Противники осыпают друг друга градом снарядов, горят костры уже подбитых танков. Стоит сплошной рёв моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет железа, танки идут на танки.

В этом бою мой дед получил касательное ранение лба и ранение спины, однако остался в строю. Он рассказывал, что экипаж выбрался из подбитого танка, и сражался уже врукопашную. Остатки 36-го гвардейского танкового полка прорыва расположились в районе Васильевка, Михайловка, Прелестное. Ночью вытаскивали с поля боя подбитые машины и ремонтировали их.

После Прохоровки немцы так и не оправились до самого конца войны, их потери оказались безвозвратны. Мы же смогли быстро возвратить в строй покинутые экипажами и легко поврежденные танки с прохоровского поля.

Потом дед освобождал Харьков (ежегодно 23 августа, в день освобождения Харькова, отец вспоминал, как дед заехал на танке во двор дома, где проживала его семья и как отец, которому было тогда 7,5 лет был горд тем, что папа освободил город от фашистов) и воевал под Кривым рогом, где получил тяжелое ранение, после которого он до конца войны служил в 139 полевой танковой ремонтной базе того же 18 танкового корпуса.

Полк в феврале 1944 г. прибыл на Ленинградский фронт (21 танк «Черчилль»). Воевал в составе 2-й армии до полного снятия блокады Ленинграда. 2 июня 1944 г. переформирован в 36-й гвардейский тяжелый танковый полк. Но это уже совсем другая история.