С сентября по ноябрь 1941 года связь с Ленинградом осуществлялась баржами через Ладожское озеро, ими же проводилась эвакуация мирного населения. Но мощностей этого транспортного коридора не хватало. К тому же, господство в воздухе немецкой авиации серьезно осложняло навигацию и вело к большим потерям как судов и грузов, так и мирных жителей. Продовольственные нормы для населения к концу ноября 1941 были снижены в 5 раз, до самого минимального уровня за все время блокады: 250 граммов рабочим и 125 граммов хлеба служащим и иждивенцам.
С замерзанием Ладоги по льду проложили Военно-автомобильную дорогу №101. Позже ее назовут «Дорогой Жизни». Ежедневно по ней в обоих направлениях перевозилось около 6 000 тонн грузов. За все время существования «Дороги Жизни» по ней было эвакуировано почти миллион человек. Впрочем, дорога эта не у всех ассоциировалась со спасением. Немцы постоянно обстреливали ее, машины часто проваливались под лед.
«Нас эвакуировали: по Ладоге, на грузовых машинах, покрытых брезентом. Вот, смотришь из кузова, и видно как каждая четвертая-пятая машина проваливается» |
Была и другая, «малая дорога жизни», проходившая по Финскому заливу. Через нее шло снабжение Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма.
Выживали далеко не все из тех, кого увозили из голодного Ленинграда. Кто-то умирал по дороге, другие — от еды.
«Врачи не сразу поняли, как ухаживать за обессиленными от голода людьми. У многих началась экзема, опухали ноги, вши. Жили мы за забором, а забор обнесли колючей проволокой. По рупору постоянно объявляли: «Товарищи! Граждане! Не бросайте детям еду через заборы! Потому что дети мрут». Действительно, нельзя было сразу сытно кормить людей, которые долго голодали. И каждый день по нескольку человек погибало» |
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь