«В истории авиации таран — совсем
новый и никем и никогда, ни в одной стране
никакими летчиками, кроме русских
не испробованный прием боя… Советских летчиков
толкает на это сама природа, психология русского
крылатого воина, упорство,
ненависть к врагу, смелость, соколиная
удаль и пламенный патриотизм…»
Существуют разные мнения о том, что толкало военных летчиков идти на таран вражеского самолета. Что заставляло пилотов жертвовать не только крылатой машиной, но, во многих случаях, и собственной жизнью? На первый взгляд может показаться, что воздушный таран – акт отчаяния и безысходности. Что летчик совершает этот поступок под влиянием эмоций, в тот момент, когда он в силу обстоятельств не может предпринять обдуманных действий. Однако, на самом деле, идя на таран, человек за доли секунды принимал взвешенное решение. Пилот совершал такой поступок только тогда, когда его бездействие в сложившееся ситуации могло привести к весьма тяжелым последствиям.
Не случайно таран, как форма русского воздушного боя, был зафиксирован уже в первые часы Войны. Еще не гремела слава Талалихина и Гастелло — свои бессмертные подвиги они совершили чуть позже — а советские летчики, зачастую жертвуя собственной жизнью, защищали родное небо от вероломно напавшего врага и шли на таран.
Первый воздушный таран Великой Отечественной войны был совершен на ее 25-й минуте в Ровенской области старшим лейтенантом Иваном Ивановичем Ивановым.
Ранним утром 22 июня 1941 года по тревоге тройка наших «И-16» под командованием заместителя командира эскадрильи 46-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Иванова взмыла в небо, чтобы уничтожить группу бомбардировщиков противника «Хе-111», вторгшуюся в воздушное пространство Советского Союза. Враг летел бомбить наши города. Советские самолеты пикировали на врага, атака следовала за атакой. Одна из машин неприятеля была подбита, другие — беспорядочно сбросили свой смертоносный груз, так и не достигнув намеченной цели. Когда советские летчики выполнили поставленную перед ними задачу, ведущий группы Иванов направил свое звено к аэродрому, продолжая наблюдение за воздушным пространством. В бою экипажи расстреляли почти весь запас снарядов, да и горючего осталось немного. Два самолета из группы успешно приземлились, уже и старший лейтенант Иванов развернул свой самолет на посадку, когда заметил вражеский бомбардировщик, приближающийся к аэродрому. Решение пришло мгновенно: Иванов резко взмыл вверх и атаковал неприятеля. Последние патроны он выпустил по неприятельскому самолету. К тому времени горючее было почти израсходовано, а враг все еще не повержен. Тогда летчик принял решение — идти на таран. От столкновения самолет противника потерял управление, врезался в землю на окраине аэродрома и взорвался, а его экипаж погиб. Но и самолет Иванова был сильно поврежден, а из-за малой высоты пилот не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб.
2 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Очевидцы утверждали, что часы Ивана Иванова, остановившиеся от удара о землю, показывали именно это время — 4 часа 25 минут.
А десятью минутами позже (по другим источникам 10 минутами раньше) был совершен еще один воздушный таран младшим лейтенантом Дмитрием Васильевичем Кокоревым.
На рассвете 22 июня 1941 года, возвращаясь с разведывательного задания на самолете «МиГ-3», младший лейтенант Дмитрий Кокорев обнаружил, что его родной приграничный аэродром Высоко-Мазовецк, располагавшийся на Западной Украине в районе города Замбров, сильно пострадал от налета вражеской авиации. В это же время от советского аэродрома в направлении государственной границы удалялся немецкий самолет-разведчик «Ме-110», который, по-видимому, контролировал результаты удара. Не раздумывая, младший лейтенант Кокорев рванулся вслед за неприятелем — враг не должен уйти. Наш летчик провел несколько неудачных атак, немец не переставая отстреливался. Подойдя к неприятельской машине на близкое расстояние и нажав на гашетку, Кокорев обнаружил, что снарядов больше нет. Единственный выход — таран. Когда «МиГ-3» рубанул «Ме-110» в районе хвостового оперения, фюзеляж вражеского самолета разломился, и машина рухнула на землю. От удара истребитель Кокорева вошел в штопор, а мотор заглох. Однако летчик сумел выровнять машину, совершил вынужденную посадку на подходящей поляне и пешком вернулся в расположение полка.
За этот подвиг и другие успешные боевые операции младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев приказом №430/н от 26.02.42 был награжден орденом «Красного Знамени». К сожалению, боевой путь летчика был недолгим: 12 октября 1941 года при выполнении боевого задания на Ленинградском фронте герой погиб.
В ночь на 25 июня 1941 года бомбардировщики неприятеля совершали налет на советский аэродром, расположенный около райцентра Тарутино в Одесской области, где базировался 146-ой истребительный авиаполк. Для отражения нападения в небо поднялись три советских самолета: два истребителя «МиГ-3» и «И-16». Одним из «МиГ-3» управлял старший лейтенант Константин Петрович Оборин. В кромешной темноте, ориентируясь лишь на следы трассирующих пуль, старший лейтенант настиг неприятеля. В разгар боя пулемет нашего самолета заклинило. Тогда Оборин совершил единственное, что он мог сделать в такой ситуации. Летчик решил таранить самолет неприятеля. Действуя смело и грамотно, Константин Оборин подвел свою машину вплотную к вражеской и нанес удар винтом по левой плоскости неприятельского самолета. Машина противника с разрубленным крылом упала на землю.
Несмотря на сильный удар, Оборину удалось посадить машину на свой аэродром. При осмотре выяснилось, что повреждения самолета незначительны, и после нескольких часов работы авиамехаников машина снова была в строю.
Военная судьба летчика Оборина была непродолжительной. 29 июля 1941 года при посадке самолета после выполнения боевого задания Константин Оборин получил тяжелую травму позвоночника и 18 августа скончался в госпитале от полученных ран. Одним из первых на Южном фронте старший лейтенант был представлен к ордену Ленина, но судьба этого представления на данный момент не ясна.
Из разных источников известно, что только в первый день Войны тараны совершили младшие лейтенанты Л.Г.Бутелин и Е.Панфилов, лейтенанты П.С.Рябцев и И.И.Ковтун, старший лейтенант А.И.Мокляк, капитан А.И.Протасов, ст. политрук А.С.Данилов. Годы не сохранили для потомков военных документов, описывающих их подвиг. Но, быть может, они просто еще не найдены.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь