Освобождение Риги

С 14 сентября 1944 г. по 22 октября 1944 г.
900 тысяч солдат и офицеров, 17500 орудий и миномётов
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Повторившие подвиг Гастелло

На Елгавской дороге, в 8 километрах от Риги, в небольшом поселке Марупе находится братское кладбище, на котором захоронены воины, сражавшиеся за освобождение города. Среди них летчики 124-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

14 сентября 1944 года, в первый же день Рижской операции, 27 самолетов этого полка вылетели в направлении аэродрома города Риги с целью нанесения удара. Авиаполк понес в этот день очень большие потери. Не все летчики вернулись с боевого задания. Три месяца числились пропавшими без вести командир 124-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, капитан экипажа гвардии подполковник Григорий Андреевич Николаев, штурман эскадрильи гвардии капитан Сергей Михайлович Люлин и стрелок-радист, гвардии старшина Дмитрий Федорович Мамченков. И только когда район был освобожден от противника, выехавшие на место сражения представители воинской части определили, что экипаж Николаева повторил подвиг Гастелло.

Подполковник Николаев не раз проявлял мужество в боях. К моменту совершения подвига за плечами Григория Андреевича Николаева была уже славная военная биография. Свидетельство тому — ордена «Красного Знамени», «Красной Звезды» и «Александра Невского».

Полк, которым командовал Григорий Андреевич, отличился летом 1944 года во время Белорусской операции и имел награду — орден Суворова 2 степени. К осени 1944 года на счету Николаева, как командира, было более полутора тысяч успешных боевых вылетов.

Служить в армии Григорий мечтал еще в детстве. Он родился 24 декабря 1908 года. Окончив школу, сначала работал в колхозе, а затем поступил в военную школу пилотов. Закончив учебу в 1933 году, продолжил службу в Военно-воздушных силах. К этому времени Григорий Андреевич уже был женат, растил сына, а в 1934 году у него родилась дочь.

В 1938 году авиаполк Николаева перевели в Монголию. Здесь Григорий Андреевич прослужил до самого начала Великой Отечественной войны. В 1939 году он участвовал в боях на Халхин-Голе, был награжден медалью «За Отвагу». Григория Андреевича постигло перед Войной большое личное горе: умерли, родившиеся уже в Монголии сын и дочь. А в 1943 году умер от менингита и его первенец.

27 июня 1943 года Николаев он был назначен командиром одного из старейших авиаполков. Главный принцип, которым руководствовался Николаев в жизни, по воспоминаниям его однополчан: «Делай как я». Он всегда и во всем старался показывать пример своим подчиненным. Николаев был мастером маневра и часто выступал новатором. Пикировщики всегда выходили на цель по одному. Николаев обучил своих летчиков ходить в пике сначала звеном, а затем и эскадрильей. К лету 1944 года Григорий Андреевич сумел повысить боевую способность авиаполка. Он тщательно подготовил его для боевых действий с пикирования. Полк, возглавляемый Николаевым, стал самым лучшим в дивизии.

В тот трагический день, 14 сентября 1944 года, экипаж под командованием подполковника Г.А.Николаева возглавлял группу самолетов, вылетевших для бомбардировки вражеского аэродрома. Штурманом экипажа был гвардии капитан Сергей Михайлович Люлин, стрелком-радистом — гвардии старшина Дмитрий Федорович Мамченков.

Зенитная артиллерия врага на подходе наших самолетов к цели обстреляла бомбардировщики, а затем последовала атака немецких истребителей. Один вражеский истребитель Люлину и Мамченкову удалось сбить, но их самолет был подбит и загорелся, а сам Люлин был убит. Командир упорно продолжал вести горящий самолет на цель. Когда были сброшены все бомбы, Николаев направил машину прямо на танковую колонну. Останки тел героев похоронили там, где упал самолет. Командир и весь экипаж посмертно были представлены к званию Героев Советского Союза.

Друзья, воевавшие вместе с погибшими летчиками, приехали в поселок Марупе как только закончилась Война. Они нашли очевидцев воздушного сражения, произошедшего 14 сентября 1944 года, установили место падения самолета, обнаружили обломки самой машины. Удалось определить и тот факт, что упавший самолет принадлежал гвардии подполковнику Г.А.Николаеву.

Вскоре на месте гибели самолета появилась могила и табличка с надписью указывающей фамилии захороненных здесь Г.А.Николаева, С.М.Люлина и Д.Ф.Мамченкова.

Красные следопыты из Марупской школы взяли могилу под свою опеку. Они нашли не только однополчан погибших, но и родственников. В 1958 году впервые в Марупе у братской могилы прошел митинг, на который собрались жители поселка, специально приехавшие ветераны полка, родные погибших летчиков. На митинге была открыта мемориальная плита в честь погибших.

Следопыты продолжили поиск. Им удалось узнать почти о каждом воине, захороненном на братском кладбище. Постепенно в школьном музее боевой славы была воссоздана вся летопись славного 124-го авиаполка.

В деревне Куличиха, где родился С.М.Люлин, установлен памятный обелиск, имя Сергея Михайловича присвоено улицам в городах Иваново и Комсомольск (Ивановская область).

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь