Освобождение Риги

с 14 1944 г. по 22 1944 г.
900 тысяч солдат и офицеров, 17500 орудий и миномётов
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

На амфибиях по Тиш-озеру

 

«… Войска 3-го Прибалтийского фронта, действующие вдоль побережья Рижского залива, с боями вышли к Тиш-эзерс и с хода форсировали его. Первыми переправились подразделения танков-амфибий. Преодолев водную преграду, советские танкисты стремительным ударом заняли поселок Межапаркс и ворвались на окраины Риги»

Из сводки Совинформбюро от 13 октября 1944 года

Полукольцо окружения сжималось вокруг Риги. В создавшейся ситуации гитлеровское командование уповало на мощные оборонительные укрепления, прикрывающие ближние подступы к городу. Единственным местом, где враг не возвел защитных инженерных сооружений, были северо-восточные окраины города. Именно здесь расположилась живописная череда озер, которые сами по себе являлись естественным рубежом обороны. Противник позаботился лишь о возведении оборонительных линий в узких межозерных дефиле.

12 октября 1944 года к берегу Тиш-озера (Кишэзерс) вышли части 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта. Гитлеровцы, хозяйничающие в городе, планомерно разрушали его, стремясь оставить после себя лишь руины. Советским войскам нужно было спешить. Военный совет армии сделал смелый выбор — нанести удар по противнику, форсировав озеро. Выполнить эту задачу предстояло 119-му стрелковому корпусу. В пользу такого решения говорили полученные разведданные. Противоположный берег Тиш-озера был заминирован, в лесах Межапарка были расположены охраняемые военные склады, но сплошной оборонительный рубеж здесь возведен не был. Враг не ожидал удара с этого направления. Противник посчитал озеро, размеры которого составляли около 7 км в длину и 3 км в ширину, надежной защитой от наступающих советских войск, что давало советским войскам еще один козырь — внезапность удара. Кроме того, советские части, уставшие и поредевшие в ходе длительных наступательных боев, просто не имели достаточных сил, чтобы штурмовать мощные оборонительные позиции.

Был только один вопрос: как переправится через озеро? Все переправочные средства противник постарался уничтожить при отступлении, а перед частями 119-го корпуса была не маленькая речушка, и даже не полноводная река, а 3 километра водной глади, хорошо просматривающейся с неприятельского берега. В такой ситуации незаменимым оказался 285-й отдельный моторизованный батальон специального назначения. Это «специальное назначение» подразумевало, что в состав полка входят подразделения машин, способных решать специфические задачи, передвигаясь и по воде, и по суше — амфибий.

Командующий корпусом поставил перед батальоном задачу форсировать Тиш-озеро под прикрытием темноты и захватить плацдарм для высадки десанта. После захвата плацдарма 285-й отдельный моторизованный батальон специального назначения должен переправить через озеро на амфибиях подразделения корпуса и, развивая совместно с ними наступление в направлении Межапарка, очистить от гитлеровцев северо-восточные окраины Риги.

Для обеспечения внезапности предстоящего удара вся подготовка к боевым действиям происходила при строгом соблюдении секретности. Бойцы стрелковых дивизий до самого последнего момента не знали, что им предстоит переправляться через озеро на машинах-амфибиях. Штатный экипаж такой машины составлял 5 человек. Двигалась амфибия по воде со скоростью 12 км/ч при помощи гребных винтов. Для многих бойцов эта военная техника была в новинку.

В назначенный час водоплавающие машины сосредоточились на берегу озера. Первыми через Тиш-озеро переправились бойцы 285-го батальона, назначенные командиром в разведку: саперы — рядовые Павел Федорович Давыдов, Петр Филиппович Голосов, Николай Иванович Веткин и автоматчики сержант Михаил Егорович Волков, ефрейтор Виктор Алексеевич Дикаркин и рядовые Донат Дмитриевич Доценко и Леонид Григорьевич Дюшков. В их задачу входила разведка пути прохода для подразделений батальона. Переправиться на вражеский берег разведчикам удалось незаметно. Ступив на твердую землю, они сразу же обнаружили минное поле. Саперы принялись за привычное дело и за короткий срок обезвредили 360 мин. Когда враг обнаружил группу, по смельчакам был открыт минометно-пулеметный огонь. Ефрейтор Дикаркин резким броском вперед преодолел полосу минометного огня, ползком подобрался к огневой позиции вражеского пулеметного расчета и в упор расстрелял его из автомата. Другой пулеметный расчет уничтожил рядовой Доценко, зайдя к нему с тыла и забросав гранатами. Разведка передовой группы прошла успешно: было обследовано железнодорожное полотно, территория ближайшей фабрики, Рижское шоссе, обнаружен склад боеприпасов. Выполнив поставленную перед ними задачу, разведчики обеспечили успешную высадку десанта на своем участке. Все участники этой разведгруппы были награждены медалями «За отвагу».

В это время на противоположном берегу полным ходом шла погрузка десанта на амфибии. Форсировать озеро предполагалось в два эшелона, в каждом более двух десятков машин. Это было невиданное зрелище! Необычные машины, выходя на берег озера, не останавливаясь, плавно заползали в воду и продолжали движение по водной глади, погрузившись в воду до предельного уровня. Амфибии работали на пределе грузоподъемности, на борту каждой машины находилось по 7-8 человек. Враг, как и предполагалось, не был готов к такому развитию событий. Амфибии достигли уже середины пути, когда гитлеровцы опомнились и открыли по десантникам стрельбу. С нашего берега им ответили артиллеристы, прикрывая переправу огнем орудий.

За рулем водоплавающих машин было много молодых солдат, которым едва исполнилось по 18 лет. Однако действовали шоферы уверенно и отважно. Понимая высокую уязвимость своей техники на воде, они смело продолжали путь на вражеский берег. Доставив десантников, тут же разворачивались и отправлялись обратно за новой партией. В течение всей ночи водители выполняли один рейс за другим, пока не обнаружилась нехватка горючего. Многие из них сделали по 15-20 рейсов под обстрелом без перерыва, перевезя с берега на берег по 90-120 наших стрелков и автоматчиков: рядовые С.И.Жуйков, В.Ф.Павленко сделали по 15 рейсов, З.Н.Поляков — 16, А.Б.Федоренко — 18, В.А.Титов — 20, Г.Р.Степанюк — 21. Абсолютный рекорд по количеству сделанных рейсов принадлежит рядовому Павлу Андреевичу Мартьянову — 23. В ходе переправы некоторые машины получили повреждения или застряли в топких местах. Водители, помогая друг другу, снова возвращали технику в строй и продолжали свой ратный труд. За мужество и отвагу при форсировании Тиш-озера водители амфибий были награждены орденами и медалями: рядовые Жуйков, Мартьянов и Степанюк — орденами «Красной Звезды», рядовые Титов и Поляков — медалями «За боевые заслуги», рядовые Павленко и Федоренко — медалями «За отвагу».

На авангардных машинах разместились минеры и снайперы — мастера пулеметного боя, которые зорко следя за неприятельским берегом, вели стрельбу по огневым точкам врага. Пулеметчик 285-го отдельного моторизованного батальона специального назначения младший сержант Александр Алексеевич Коршаков огнем своего ручного пулемета с машины «Форд-амфибия» прикрывал действия наших боевых машин во время форсирования Тиш-озера. Высадившись на берег, Коршаков занял позицию и открыл огонь по пулеметным гнездам врага. Смелые и решительные действия младшего сержанта обеспечили нашим автоматчикам возможность продвижения вперед и атаки врага.

Ступив на вражеский берег, саперы сразу приступили к проделыванию проходов и извлечению мин. Минер 285-ого батальона рядовой Геннадий Иванович Бушуев был одним из тех, кто обезвредил десятки вражеских мин и обеспечил продвижение наших подразделений без потерь. Выполнив свою работу, Бушуев продолжил разведку дорог, моста и Рижского шоссе. Быстрое и качественное разминирование объектов позволило нашим войскам вскоре захватить эту ключевую дорогу.

В числе первых высадился на западный берег Тиш-озера 1-й взвод 1-й роты автоматчиков 285-го батальона, которым командовал лейтенант Григорий Павлович Чеботарев. Несмотря на пулеметный и минометный огонь противника, Чеботарев высадил свой взвод и, продолжая вести разведку, захватил шоссейную дорогу на Яунмилгравис, ворвался в город и занял оборону на берегу реки.

Отважно действовал на плацдарме взвод реактивных ружей под командованием гвардии лейтенанта Ивана Артемьевича Восина. Командир вел свой взвод вперед, развивал инициативу, решительно преследуя неприятеля. Бойцы своим огнем расчищали путь войскам. В числе первых взвод Восина достиг города и закрепился на берегу реки.

За воинские заслуги при форсировании Тиш-озера и проявленные при этом личное мужество и отвагу орденом «Красной Звезды» были награждены младший сержант А.А.Коршаков, рядовой Г.И.Бушуев, лейтенант Г.П.Чеботарев, гвардии лейтенант И.А.Восин.

«На последнем этапе борьбы за Ригу командование немецкого гарнизона допустило просчет, который дорого обошелся немцам. Оно сосредоточило основные, силы на восточном участке, видимо, не слишком беспокоясь за северное и северо-восточное направления, которые прикрывались озерами. Но как раз здесь то и последовали особенно сильные удары наступающих. Наши части совершенно неожиданно для противника появились в северной части города. Смелые советские танкисты, преодолев все трудности в районе озера Тиш-Озеро, ворвались в городской парк и, разгромив несколько вражеских подразделений, овладели рядом улиц. Почти следом за танкистами появились наши пехотные части. Они приложили все усилия к тому, чтобы развить успех, достигнутый танкистами. Ратный труд нашей пехоты и танков увенчался успехом. В результате упорных боев наступающие овладели столицей Советской Латвии. Город Рига — важная военно-морская база и мощный узел обороны немцев в Прибалтике — оказался в руках советских войск»

После освобождения Риги батальон амфибий 14 октября 1944 года участвовал в переправе через Западную Двину. Снова отважные водители вели свои чудо-машины по воде. Столкнувшись с ураганным огнем противника, батальон потерял шесть машин, вышедших в разведку. Было решено, переправу войск осуществлять в ночное время. К утру стрелковые подразделения были перевезены на левый берег Западной Двины. Отважно действовал на переправе водитель рядовой Михаил Семенович Цуканов. При сильном огневом противодействии противника Цуканов совершил 3 рейса с острова Кундзинсала в район Удри. Когда мужественный шофер отправился через реку в четвертый раз, то был ранен. Превозмогая боль, Цуканов сумел довести машину до берега. Подвиги рядового Цуканова в боях за освобождение Риги были отмечены высокой наградой — орденом «Красной Звезды».

285-й отдельный моторизованный батальон специального назначения, которым командовал подполковник Я.В.Киселев, был отмечен в приказе Верховного главнокомандующего в числе войск, отличившихся при овладении городом Рига.

В память о тех боях недалеко от берега Тиш-озера в Межапарке был установлен памятник освободителям Риги.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь