Освобождение Кировограда

С 5 января 1944 г. по 16 января 1944 г.
Ликуй, Кировоград, гвардейской славы город
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Военкоры

«Оружием обвешан,
Прокравшись по тропе,
Нетерпелив и бешен,
Он штурмом взял КП.
Был комиссарский ужин,
Им съеден до конца.
Полковник был разбужен,
И побледнел с лица.
В блокноте есть три факта,
Что потрясут весь свет.
Но у него контакта
Всю ночь с Москвою нет…
…Под Купянском в июле —
Полынь, степной простор.
Упал, сраженный пулей,
Веселый репортер.
Планшет и сумку друга,
Давясь от горьких слез,
Его товарищ с юга
Редактору привез.
Но вышли без задержки
Наутро, как всегда,
«Известия» и «Правда»,
И «Красная Звезда».
К.Симонов.
«Стихи о веселом репортере»

Печален этот список. В нем люди, главным оружием которых в мирное время были бумага и карандаш, камера и фотоаппарат. В тяжелую военную годину они стали военными журналистами. Добывая информацию, каждый из них стремился попасть в самую гущу сражений, стать очевидцем тех событий, которые описывал в своих фронтовых заметках и зарисовках. Проявляя бесстрашие и презрение к смерти, военкоры с оружием в руках шли в атаку на врага и вели за собой бойцов, сражались в партизанских отрядах и работали в подполье, ходили в разведку и с боями прорывались из окружения. Эти повседневные подвиги не были пустой бравадой. Журналисты шли на такой риск, чтобы честно рассказать о том, что происходило на фронте. Они всегда оставались верными воинскому и профессиональному долгу, даже перед лицом смерти.

***

ГАЙДАР (ГОЛИКОВ) Аркадий Петрович, военный корреспондент «Комсомольской правды», советский писатель, автор книг для детей и юношества (22.01.1904 г. — 26.10.1941 г.)

С 1918 года А.П.Голиков — участник Гражданской войны. С конца 1919 года, после окончания курсов подготовки командного состава в г. Москве, участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны. Службу начал с помощника командира взвода. Постоянно повышая свои военные знания, в марте 1921 года он возглавил 23 запасной стрелковый полк, а затем уже на фронте был назначен командиром батальона. Был ранен, контужен. В 1922 году Аркадия Петровича демобилизовали из Красной Армии по состоянию здоровья.

После увольнения из армии встал вопрос о дальнейшей деятельности. Тогда-то и сказалась его любовь к литературе, привитая еще в школе учителем словесности.

Первая повесть «В дни поражений и побед», написанная в 1922-24 гг., не имела успеха. Тем не менее, Аркадий Голиков продолжил литературную деятельность, и в 1925 году в Перми, куда он переехал и где активно публиковался в газете «Звезда», вышло первое произведение «Угловой дом», подписанное псевдонимом Гайдар.

С 1932 года Гайдар был принят на работу разъездным (специальным) корреспондентом в газету «Тихоокеанская звезда». Аркадий Петрович много и с удовольствием ездил в командировки, писал о темпах посевной, о развитии животноводства, освещал работу Конференции трудовых предприятий. Он принимал активное участие в работе литературного общества при газете, впоследствии преобразованного в отделение Союза писателей СССР.

Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. За 17 лет литературной деятельности А.П.Гайдаром написано более 20 книг. С первых выпусков ребят с удовольствием читали его произведения: «РВС» (1926), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1933), «Судьба барабанщика», «Чук и Гек» (1939), и, давшая жизнь целому детскому движению, повесть «Тимур и его команда» (1941).

Главной темой творчества писателя стала война. В его повести «Комендант снежной крепости» рассказывается о советско-финской войне. Последним произведением Гайдара, как детского писателя, стала повесть «Клятва Тимура», посвященная первым месяцам Великой Отечественной войны. 20 июля 1941 года, после многократных обращений в райвоенкомат и содействия редакции «Комсомольской правды», Аркадий Гайдар выехал на Юго-Западный фронт в район Киева в качестве военного корреспондента газеты.

Из воспоминаний Бориса Буркова, главного редактора газеты «Комсомольская правда»:

«… Вошел Аркадий Гайдар с собакой. Добродушно улыбаясь, поздоровался с каждым за руку, наблюдая за нами, какое впечатление произвел крупный пес, сразу же развалившийся у его ног, как только Аркадий сел в кресло.

Вся надежда на вас. Выручайте, ребята.

Он показал свое заявление в Красногвардейский райвоенкомат Москвы с требовательной просьбой как можно скорее отправить на фронт командира Гайдара. Военком отказал. Партбюро и Оборонная комиссия Союза советских писателей написали письмо, поддерживая просьбу Гайдара; военком опять отказал. Аркадий показал нам и справки врачей, не желающих пускать его в действующую армию. Писатель никак не мог смириться с тем, что он не годен для призыва в армию, хотя он был снят с военного учета по болезни. Давали себя знать раны гражданской войны.

— Я командовал полком, вы об этом знаете. Как же им не стыдно не пускать меня на фронт!

Аркадий горячился...

Уехал от нас Гайдар в хорошем настроении. Мы обещали ему помочь: ведь он не только командир, но и писатель, журналист.

18 июля 1941 года Генеральный штаб выдал Аркадию Гайдару пропуск на фронт…»

Уже 8 августа в газете был напечатан первый очерк корреспондента «У переправы». В боях под Киевом Гайдар встретил знакомых шахтеров, известных героев труда. Воюя вместе с ними Аркадий Петрович написал замечательный очерк «У переднего края», в котором с большой любовью описал их ратный подвиг.

Военные очерки Гайдара были точны, глубоки и своеобразны. Очерк «Мост» до сих пор считается классикой военной журналистики.

Написан он был после того, как Гайдару пришлось лично руководить движением на Каневском мосту, где образовалась серьезная «пробка».

По воспоминаниям ехавших вместе с ним корреспондентов «Комсомольской правды» Михаила Котова и Владимира Лясковского:
«… обычно добродушный Гайдар на Каневском мосту был суровым и властным: его воле подчинялись все»
Не осталась без внимания писателя и тема детей на Войне. Он утверждал:
«Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы и девочки — переживают события Великой Отечественной войны»

Именно об этом он писал в своем очерке «Война и дети».

Из воспоминаний Бориса Буркова, главного редактора газеты «Комсомольская правда»:

«… Аркадий участвовал в атаке батальона. Он мог бы вести рассказ от первого лица, но он не сделал этого. Гайдар был всегда смелым, но скромным и задушевным человеком.
Он рвался в бой. Его очерки всегда были результатом личной отваги. Очерк об отряде разведчиков «Ракеты и гранаты» написал после того, как сам побывал в разведке, рисковал своей жизнью, прикрывал отход группы.

В очерке писатель рассказал об отважном сержанте Мельчакове, который выполняет поручение, зажав в руке уже готовую к броску «лимонку». Одно неловкое движение, и придет беда. Но разведчик потому и разведчик, что он хладнокровен и расчетлив.

Очерк «Ракеты и гранаты» вызвал много одобрительных откликов.

В газете был опубликован прекрасный рассказ Гайдара о 306-м полке. Аркадий жил в полку, знал многих воинов, любил их. Сам ходил в ночную атаку…»

Осенью 1941 года в окружении оказались несколько частей Юго-Западного фронта. Прорываясь с войсками к своим, Гайдар оказался в партизанском отряде. Когда полковник Орлов решил перейти со своей группой через линию фронта, чтобы соединиться с регулярными частями, Аркадий Петрович отказался и остался воевать в отряде пулеметчиком.

Когда группа партизан, возвращаясь с продбазы в отряд, вышла к железнодорожной насыпи, Гайдар предложил сходить к знакомому стрелочнику за картошкой. Поднявшись на насыпь, Аркадий Петрович увидел немецкую засаду и, ценой своей жизни, криком предупредил о ней остальных. Случилось это 26 октября 1941 года. Похоронил его путевой обходчик Сорокопуд рядом на лесной поляне недалеко от села Лепляво.

Сотрудники «Комсомольской правды» узнали о гибели своего военного корреспондента только в 1944 году. И до конца Войны в редакции по четвергам устраивались специальные встречи, посвященные Гайдару.

***

БЕРНШТЕЙН Михаил Самойлович, фотокорреспондент, интендант 2-го ранга (1912-1942)

Для Михаила Бернштейна Отечественная война была уже третьей по счету. Сначала он участвовал в военных действиях на Халхин-Голе, потом воевал с белофиннами. Человек бесстрашный, находчивый и веселый Бернштейн всегда оказывался в самых горячих точках фронта. География его фоторепортажей простирается от Крайнего Севера до Юго-Западного фронта. Объектив его фотоаппарата беспристрастно фиксировал суровые военные будни. Героями фотографий становились бойцы и командиры в бою и на отдыхе, жители освобожденных сел и городов, трофейная военная техника.

Сюжет сделанных Бернштейном снимков дает зрителю понять, что их автор сам побывал и на переднем крае, и в окопах пехоты, и на боевых позициях артиллеристов, и в кабине самолета, летящего на задание.

Не ускользали от наметанного журналистского глаза и бытовые и курьезные сценки.

Из воспоминаний Д.И.Ортенберга, ответственного редактора газеты «Красная звезда»:

«Был с нами фоторепортер Михаил Бернштейн. Ездить с Мишей было одно удовольствие. Никогда не унывающий, он своим веселым характером и неистощимыми выдумками мог расшевелить самого скучного человека. Тот, кто отправлялся с Мишей на фронт, считал, что ему здорово повезло. Был он пробивным парнем и быстрее всех мог вытащить машину из пробки, достать бензин, «соорудить» полдник и ночлег — все, кажется, мог. Весьма располневший в свои двадцать пять лет, с кобурой и «лейкой» на круглом животе, в ушанке, сбитой далеко на затылок, он ни минуты не сидел на месте, внезапно исчезал и так же внезапно появлялся, не давая покоя ни своей «лейке», ни своим спутникам. Популярная песенка Симонова о веселом репортере вдохновлена именно Мишей Бернштейном.

Среди фоторепортеров «Красной звезды» Миша был на особом положении — как единственный из своих собратьев, побывавший вместе с нами на Халхин-Голе и на финской войне. И тогда, и сейчас его посылали на самые горячие участки фронта, зная, что никакая опасность или трудность не могут его остановить, если газете нужен «гвоздевой» снимок. Он действительно был, как его назвал в своих воспоминаниях Жуков, «вездесущий»

В ходе битвы за Москву Бернштейн снова на передовой. Одна за другой появляются его замечательно живые фотографии на страницах газеты. 3 мая 1942 года командующий войсками Западного фронта генерал армии Жуков подписал приказ №0482 о награждении четырех спецкоров «Красной Звезды» орденами. Среди них интендант 2-го ранга М.С.Бернштейн, награжденный орденом «Красной Звезды».

В ходе Харьковской операции в мае 1942 года Бернштейн снова был командирован в действующую армию и вылетел на фронт к месту ведения боев. Когда части, в которых находился журналист, попали в окружение, Бернштейн отказался покинуть войска на самолете. Во главе небольшого отряда на автомашине он попытался пробиться из «харьковского котла», но, попав под обстрел неприятеля, погиб.

***

ВИЛКОМИР Леон Вульфович, литературный сотрудник, старший политрук (1912-1942)

Когда в 1938 году студента Литературного института им. Горького Леона Вилкомира призвали в армию, он просился на Дальний Восток. Но судьба распорядилась так, что он получил направление в редакцию газеты «Красная Звезда». С самого начала Войны младший политрук Вилкомир находился в действующей армии. Сначала — на Ленинградском фронте, с декабря 1941 года — на Волховском.

Его корреспонденции — материал, полученный из первых рук. Рассказы о героических защитниках города Ленинграда написаны Вилкомиром в период начала блокады города и его первой суровой блокадной зимы. 8 октября 1941 года «Красная звезда» опубликовала его очерк «На пикирующем бомбардировщике», написанный после полета корреспондента на самолете на штурмовку вражеских объектов.

Чтобы рассказы о военной жизни были живыми и правдивыми, Леон Вилкомир летал на боевом бомбардировщике, шел в танковый бой в составе экипажа, участвовал в кавалерийском рейде по тылам противника. Журналист сам выбирал героев своих военных зарисовок. По его инициативе газета напечатала рассказ о подвиге трех героев.

За мужество и бесстрашие, проявленные политруком Л.В.Вилкомиром при выполнении заданий редакции, 11 апреля 1942 года приказом №014/н по войскам Волховского фронта он был награжден орденом «Красной Звезды».

Летом 1942 года старший политрук Вилкомир находился на Южном фронте. 19 июля он отправился в 103-ий штурмовой авиационный полк, дислоцировавшийся в районе Новочеркасска, чтобы собрать материалы о боевой работе летчиков. В составе экипажа штурмовика «ИЛ-2», пилотом которого был заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Тимофей Кириллович Маслов, Леон Вилкомир вылетел на боевое задание в качестве стрелка-радиста. Перед группой самолетов, ведомой Масловым, стояла задача атаковать колонну вражеских танков и бронемашин, следующих к Дону. Самолеты успешно штурмовали неприятельскую технику, невзирая на сильный зенитный огонь. После повторной атаки горело не менее двадцати машин противника. Чтобы зафиксировать на фотопленке результаты штурмовки колонны вражеской техники, самолет, в котором находился военкор Вилкомир, развернулся и снова полетел над дорогой. По одиноко летящей цели немцы открыли ураганный зенитный огонь и «ИЛ-2» Маслова был подбит. Машина вошла в крутое пике и врезалась в скопление техники неприятеля. Летчик Маслов и корреспондент Вилкомир с задания не вернулись.

Из докладной записки начальника корреспондентской группы М.Черных ответственному редактору «Красной звезды» дивизионному комиссару Д. Ортенбергу:

«Доношу, что сегодня, 19 июля 1942 года, трагически погиб корреспондент «Красной звезды» старший политрук Вилкомир. В этот день бригада корреспондентов находилась в Новочеркасске. Ожидался переезд командного пункта фронта за Дон. Имея несколько свободных часов, Вилкомир решил съездить в 103-й штурмовой авиаполк, находящийся в одном километре от Новочеркасска, получить там информацию о боевых действиях летчиков. Я согласился и сказал, чтобы он не задерживался, ибо мы должны уехать вместе с командным пунктом. С Вилкомиром уехал фотокорреспондент Левшин. Через несколько часов он вернулся и дрожащим голосом сообщил о гибели Вилкомира.

Я сейчас же отправился в полк, на аэродром, где выяснил, что Вилкомир, узнав о предстоящем вылете группы самолетов, попросил разрешения у командира полка подполковника Мироненко полететь на боевое задание. Командир отказал. Последовал отказ и военкома полка старшего батальонного комиссара Немтинова.

Вилкомир обратился тогда к находившемуся на аэродроме командиру 216-й истребительной дивизии генерал-майору Шевченко. Генерал сначала отказал в просьбе Вилкомира. Тот настойчиво продолжал просить разрешение на полет. Наконец генерал дал разрешение, и Вилкомир сел в ведущую машину, которую пилотировал опытный, лучший в полку летчик лейтенант Маслов...

С боевого задания вернулись все самолеты, кроме одного, на котором полетел Вилкомир. Не вернувшийся самолет, будучи подбитым, упал на территории, занятой немцами, в 3 км южнее станции Ермаковская (10-15 км южнее станции Тацинская)»

***

В первые же дни Войны редакции многих изданий послали на Юго-Западный фронт большую группу своих корреспондентов: Бориса Лапина, Захара Хацревина, Александра Шуэра, Якова Сиславского, Сергея Сапиго и др. — от «Красной Звезды», Иосифа Осипова, Михаила Сувинского, Виктора Полторацкого и др. — от «Известий». Из пишущей братии, проживавшей в Киевской гостинице «Континенталь» в июле-сентябре 1941 года, в живых останутся немногие.

Из письма спецкора «Красной Звезды» С. Сапиго:
«Корреспонденты «Красной звезды» Александр Шуэр, Борис Абрамов, Яков Сиславский, Борис Лапин, Захар Хацревин, Алексей Лавров, я, а также Иосиф Осипов, Михаил Сувинский («Известия»), Яков Цветов («Правда») и ряд других попали в так называемый «киевский мешок». Мы были окружены и узнали об этом только накануне отступления наших войск из Киева»

***

ЛАПИН Борис Матвеевич, спецкорреспондент, интендант 2-го ранга (1905-1941)

ХАЦРЕВИН Захар Львович, спецкорреспондент, интендант 2-го ранга (1903-1941)

Имена этих двух журналистов «Красной Звезды» всегда стояли рядом, под статьями, которые они писали вместе. В жизни они были друзьями и коллегами, понимавшими друг друга с полуслова. К началу войны за плечами каждого был изрядный писательский и журналистский опыт, оба успели поработать военными корреспондентами, участвуя в боях за Халхин-Гол.

Из книги военного корреспондента газеты «Известия» В. Полторацкого «Песня о погибшем репортере»:

«Эти два писателя были не только соавторами замечательных книг и соавторами оперативных корреспонденций с фронта. Они были неразлучными друзьями, хотя, насколько я помню, ни Лапин, ни Хацревин не обращались друг к другу на «ты», а только на «Вы».

-  А знаете, Борис Матвеевич...

-  А помните, Захар?..

Это были в высшей степени интеллигентные люди не в показном смысле, а в смысле характера их, воспитания и душевного склада. До войны они уже немало поработали вместе, много путешествовали, побывали в разных довольно-таки сложных переделках, и рассказы их были очень интересны и своеобразны: один начинал, другой подхватывал, вступая с полуфразы, но весь рассказ производил впечатление удивительной цельности.

Внешне они не походили один на другого, хотя в то время оба были одеты в одинаковые хлопчатобумажные гимнастерки, брюки цвета хаки и в серые прорезиненные плащи, называвшиеся тогда «комсоставскими». Борис Лапин был невысок ростом, худощав и чуточку сутуловат. Он постоянно носил очки, движения его были изящны и мягки. Хацревин же высок и строен. Матовой бледностью лица и черными волосами походил на болгарина. У него была странная манера: когда он сидел на стуле и что-то рассказывал, то покачивался взад-вперед, словно раскланивался, и это покачивание соответствовало ритмике его речи. Оба они очень любили литературу, и часто под аккомпанемент вечерней бомбардировки мы говорили о Бунине, Байроне, Фете, читали стихи. Захар Хацревин помнил их множество. Именно там, в гостинице «Континенталь», я впервые услыхал в чтении Захара «Одиночество» Бунина и превосходные рубайи Хайяма, которого они переводили.

Друг к другу они относились с удивительной нежностью. И, вероятно, стыдясь этой нежности и стараясь скрыть ее, часто подтрунивали друг над другом...»

В самом начале Великой Отечественной в качестве военкоров «Красной Звезды» журналисты выехали на Юго-Западный фронт. Их совместному перу принадлежит написанный здесь цикл очерков «Письма с фронта». Такое название не случайно, ведь в своих рассказах авторы без лишнего пафоса повествуют о буднях Войны, затрагивают все соприкасающиеся с фронтом грани жизни. Читаешь их и воочию представляешь картины сел и городов, по которым прошлась Война, гнев и боль местных жителей, видишь суровые лица наших бойцов накануне боя и растерянность пленных немцев.

Кроме очерков, напечатанных в «Красной Звезде», Лапин и Хацревин были авторами стихотворения, ставшего первым неофициальным гимном военкоров. Куплеты эти, написанные по зову сердца, а не для публикации, распевались на мотив «Раскинулось море широко…» и были очень популярны на фронте. Песня, близкая и понятная и всем военным журналистам, нашла отклик и у солдат в окопах.

Погиб журналист в многодневном бою
От Буга в пути к Приднестровью,
Послал перед смертью в газету свою
Статью, обагренную кровью.
Редактор суровый статью прочитал
И вызвал сотрудницу Зину,
Подумал, за ухом пером почесал,
И вымолвил мрачно: «В корзину».
Наутро уборщицы вымыли пол,
Чернильные пятна замыли,
А очерк его на растопку пошел,
И все журналиста забыли.
И только лишь старый седой метранпаж
Печально и тихо заметил:
«Я помню, остер был его карандаш,
И с честью он смерть свою встретил»

Написаны эти строки были при отступлении из «киевского котла», и, к сожалению, стали пророческими. Журналисты вместе с группой бойцов и командиров с боями пробивались из окружения. В одной из скоротечных стычек с превосходящими силами врага в сентябре 1941 под Киевом Борис Лапин и Захар Хацревин погибли: когда Хацревин был ранен и уговаривал оставить его, Лапин непреклонно отказался. Шедшие по жизни рядом, друзья и смерть встретили вместе. Группа вышла из окружения, но о судьбе корреспондентов никто толково вспомнить не смог, поэтому до февраля 1942 года они числились в редакции пропавшими без вести.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь