Рассматривая военные карикатуры Бориса Ефимова, бросается в глаза, что одним из наиболее часто встречающихся персонажей является шеф министерства пропаганды и просвещения Третьего рейха доктор Геббельс. Ефимов изображает Геббельса на всех своих рисунках одинаково: маленький тщедушный человечек с тонкими кривыми ножками похожий то ли на мышь, то ли на мартышку с длинным не по росту хвостом. Творческий почерк Ефимова легко узнается при первом же взгляде на карикатуру.
«… будучи карикатурными по своей внешности, эти люди страшны и омерзительны своими кровавыми, преступными делами…» |
Немецкая пропаганда, в военное время сосредоточенная в руках Геббельса, была притчей во языцех для русского человека. Кредо всей геббельсовской пропаганды — ложь. Правда допускалась им ровно настолько, насколько соответствовала интересам Рейха. Когда же очередная немецкая наступательная кампания оборачивалась новым поражением, а то и полным провалом, ждать правды от Геббельса не приходилось. Видимо поэтому, министр пропаганды нацистской Германии стал одной из ключевых фигур творчества карикатуриста.
«… правильно ли поступают карикатуристы, изображая в смешном виде этих жестоких, кровожадных извергов?...» |
«… задача карикатуриста… в большей степени в том и заключается, чтобы разить своим сатирическим оружием не слабого, немощного и разбитого (это – не хитрое дело), а сильного, свирепого и упорного врага» |
Поэтому, глядя на карикатуру Геббельса, не возникает ощущение, что перед вами изображение глупого и слабого человека. Напротив, перед нами образец умного, хитрого, подлого врага, которого не стоит недооценивать.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь