Операция «Кутузов»

С 12 июля 1943 г. по 18 августа 1943 г.
Начало коренного перелома в войне
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Танковый таран

О неуязвимости своих танков Т-6 гитлеровцы складывали легенды. Именно поэтому командиры танковых экипажей и подразделений перед боями учили своих подчиненных: «Бить их надо в борт, по каткам, и в моторную группу». И танкисты это свято помнили. Помнил это и механик-водитель танка Т-34, гвардии старшина Иван Минович Дуплий. Был он человеком великим во всех отношениях. Его гренадерский рост, что весьма необычно для танкиста, сопровождался не меньшей отвагой и смелостью. К моменту начала боев на Курской дуге он уже проявил себя в боях на Западном и Воронежском фронте. В период с 15 июля по 15 августа в боях на Орловском направлении «экипаж в составе батальона освободил 26 населенных пунктов и уничтожил 4 немецких танка, 2 самоходных орудия, 3 противотанковых орудия с прислугой, несколько дзотов и до батальона немецких солдат и офицеров». За проявленные доблесть и мужество 13 августа 1943 года гвардии старшина Дуплий приказом войскам 3-ей танковой армии № 09/н был награжден орденом «Красного Знамени». Правда, описание подвига в наградном листе не дает нам конкретного представления о том, как развивались драматические события на боевом пути славного экипажа в июле 1943 года. А дело было так.

22 июля 1943 года части 3-й танковой армии вели затяжные бои в районе Становой Колодезь. Наступление развивалось трудно. Тяжелым ратным трудом давалось продвижение вперед. Большие потери несли танкисты при взятии каждого поселка, каждой деревеньки. А на горизонте маячил населенный пункт Собакино, который гитлеровцы превратили в мощный узел сопротивления. Танковому подразделению был дан приказ — прорваться в деревню и подавить огневые точки противника.

Вырвавшись вперед, машина командира влетела в полусожженное село первой и остановилась под прикрытием уцелевшей хаты. Командир танковой роты старший лейтенант Петр Еремеевич Федоров спросил у водителя о причине остановки. Оказалось, что горючего в баках осталось мало, да и боезапас на исходе. Федоров решил оглядеться вокруг и заметил выползающий из переулка характерный силуэт с белым крестом. Сомнений не было — перед советским танком был хваленый немецкий «Тигр». Механик-водитель командирского танка Иван Дуплий в смотровую щель тоже увидел эту немецкую махину, находящуюся на краю деревни в сотне метров от них. «Тигр» стоял боком к Т-34 , но занимал выгодную позицию и своим огнем мешал наступавшим советским танкам развернуться для атаки.

Первой реакцией был выстрел по машине противника. Но 76-миллиметровый снаряд не смог принести ощутимого вреда вражеской машине. Следующее решение пришло мгновенно — таран! Иван Дуплий сразу вспомнил, чему учил командир: бить нужно в бок. Опытный водитель дернул рычаги, мотор взревел и машина, буквально выпрыгнув вперед, рванулась на врага. Два танка, советский Т-34 и фашистский Т-6, сошлись в смертельном поединке. Кто из них быстрее: или Т-34, преодолев сотню метров, достанет противника или неповоротливая громадина «Тигр» развернет башню в сторону надвигающегося противника и сделает выстрел прямой наводкой? Старшина Дуплий оказался проворней. Всей своей массой умноженной скоростью его машина врезалась в борт «Тигра». Раздался страшный грохот и скрежет. В первые секунды после столкновения экипаж не сразу понял, удался ли таран. Но танк остался послушен рукам и воле своего водителя, дал сначала задний ход, а потом развернулся и поехал.

Позади, на месте короткой схватки осталось поверженное гитлеровское чудовище. Вся его громоздкая туша сильно накренилась на один бок. Его правый борт был погнут и вдавлен внутрь, посередине зияла пробоина, гусеница мертвой лентой лежала на земле.

Бой продолжался. Наши войска уже успешно штурмовали ту местность, которую держал под прицелом поверженный вражеский танк.
В этой быстротечной схватке механик-водитель старшина Дуплий совершил один из первых танковых таранов. Несколькими месяцами позже отвага и мастерство старшины сыграли огромную роль в успешном форсировании Днепра танками роты. Он под покровом ночи организовал понтонную переправу, «смело ставил танки на паром и лично сам переправил 17 танков Т-34 через реку Днепр». За смелость, решительность и отвагу в боях, за таран тяжелого вражеского танка, за успешную переправу через Днепр 3 июня 1944 года указом Президиума Верховного Совета гвардии старшине Ивану Миновичу Дуплию было присвоено звание Героя Советского Союза.

Возле одной деревни нам показали немецкий танк с развороченным бортом. Громоздкая туша «тигра» накренилась набок от удара чудовищной силы. Судя по диаметру пробоины, его пробило орудие большого калибра. Весь правый борт «тигра» был смят и как бы вдавлен вовнутрь. Сорванная гусеница распласталась по земле. Ничто живое не могло уцелеть за броней танка.
-Неплохая работа,- заметил командир, осматривающий вместе с нами подбитого немца.- Протаранили этого «тигра» на совесть...
Позже мы узнали, что произошло с этим танком.
Перед боем командир танкового подразделения старший лейтенант Федоров объяснил своим экипажам боевую задачу. Танкистам нужно было прорваться в деревню и подавить огневые точки немцев.
-Здесь, — предупредил командир, нам придется встретиться с «тиграми». Бить их надо в борт, по каткам и моторную группу.
Машина командира вырвалась вперед. Механик-водитель старшина Дуплий увидел в смотровую щель немецкий танк, стоящий на краю деревни. Немец стоял боком к Дуплию, и с дистанции в сто метров механик-водитель отлично рассмотрел, что это «тигр». Немец избрал для себя выгодную позицию. Своим огнем с фланга он мешал нашим танкам развернуться для атаки.
-Возьмем на таран,- предложил Дуплий.
Командир приказал идти на таран. Танк развил большую скорость и, не сворачивая с боевого курса, устремился на «тигра». В узкую прорезь смотровой щели виден был быстро выраставший корпус немецкого танка. Немцы видели приближающийся к ним русский средний танк, и башня «тигра» стала медленно поворачиваться навстречу ему. Немцы собирались открыть огонь прямой наводкой с места, но не успели сделать выстрел. Всей своей тяжестью, увеличенной во много раз скоростью хода, танк Федорова ударил в борт «тигра». Раздался страшный скрежет. Дуплий дал задний ход. На мгновенье его охватил страх. Вдруг немец остался жив и наша машина погибла? Но танк, повинуясь управлению, медленно откатил назад и также послушно развернулся.
В нескольких метрах от протараненного тигра завязался траншейный бой. Разрывы гранат вставали бурыми дымками над кустарником.
Танкисты видели, что брешь, пробитая ими, быстро заполняется нашей пехотой. За танками, маневрировавшими в глубине прорванного немецкого рубежа, катилась наша пехота, закаленная в боях, научившаяся преодолевать самые трудные препятствия на пути к победе.
Еще одна ночь сменяет день ожесточенного боя. Над передним краем плавают огненно-красные шары осветительных ракет. Невидимой тропой идут на запад наши бомбардировщики. А на земле не умолкает всю ночь густой рев танковых моторов. Танкисты совершают очередной маневр. Завтра они снова обрушаться вместе с пехотой на немцев.

Н. Осипов
Спец. Корреспондент «Известий»
Орловское направление, 29 июля.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь