Часть партизанских отрядов к моменту выхода директивы об изменении даты начала операции уже выдвинулись на исходные позиции и начали действовать 19 сентября 1943 года.
Только белорусские отряды в ночь на 19 сентября подорвали около 20 000 рельсов и вывели из строя примерно 130 км железнодорожных путей. Той же ночью ударили и группы в Прибалтике. Уже утром у немцев стали возникать серьезные проблемы.
«... Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…» |
19 сентября 1943 года партизаны черниговского отряда «За Родину» захватили три переправы через Днепр, смогли отбить все контратаки немцев и передали их частям 60-й армии.
Из сводок Совинформбюро от 20 сентября 1943 года:
Партизаны бригады имени М.М.Коцюбинского захватили 13 переправ через Днепр в полосе наступления 13-й армии и совместно с переправившимися частями 8-й стрелковой дивизии разгромили немецкие части и освободили несколько сел.
Широкий размах в ходе операции «Концерт» получило партизанское движение в Ленинградской области. К действующим отрядам в ходе операции добавились вновь созданные, значительное содействие партизанам оказывали местные жители. Большой приток бойцов в партизанские отряды происходил за счет людей, спасенных партизанами от насильного угона в Германию.
Уже в самом начале операции за одну ночь 19 сентября бойцы 2-ой партизанской бригады уничтожили на Варшавской дороге 1000 рельсов, 2 км телеграфно-телефонных линий связи и укрепленный охранный пункт.
Основная масса партизанских отрядов вступила в бой в ночь на 25 сентября 1943 года. Были атакованы десятки гарнизонов, охраняющих станции, мосты и перегоны.
Из сводок Совинформбюро от 29 сентября 1943 года:
Из сводок Совинформбюро от 30 сентября 1943 года:
Были среди подрывников свои лидеры, лично подорвавшие более 10 эшелонов: Григорий Аркадьевич Токуев, Василий Кононов, Владимир Владимирович Павлов, Дмитрий Миронович Резуто, Михаил Илларионович Петров, Николай Михайлович Фролов.
Для успешного проведения операции от подрывников требовалась не только храбрость, но и смекалка. Так Г.А.Токуев изобрел мину нажимного действия особой конструкции. На ее закладку требовалось меньше времени, и работала она безотказно. При нехватке тола он же изобрел железный клин, который вставлялся между рельсами.
2 октября 1943 года партизаны Белоруссии нанесли очередной единовременный удар по железнодорожным коммуникациям врага. Эффективность их действий трудно переоценить. Целые немецкие дивизии не могли быть вовремя переброшены к месту боевых действий из-за разрушений, произведенных партизанами на железнодорожных линиях.
Из сводки Совинформбюро от 3 октября 1943 года:
Из сводки Совинформбюро от 9 октября 1943 года:
Особо значимые транспортные объекты немцы превращали в настоящие крепости. Одной из таких «крепостей» был железнодорожный мост через реку Уборти, что северо-западнее Киева. Железная дорога, проходящая по нему, имела важное значение в системе снабжения киевской группировки немцев, и охранялась особенно тщательно. Вывод из строя этой магистрали был поручен отряду под командованием А.М.Грабчака. Лобовым ударом прорваться к мосту было фактически невозможно: по периметру моста было установлено 4 дзота и пулеметные точки, а берега реки были заминированы. В охрану входила зенитная батарея и 3 полковых миномета, к тому же мост прикрывали четыре ряда колючей проволки, а путь при въезде с обеих сторон защищали металлические ворота. Но партизаны справились и с такой сложнейшей задачей. Ведя разведку, подопечные Грабчака установили, что 2 раза в неделю к мосту с инспекцией приезжает местный комендант, это обстоятельство и натолкнуло партизан на мысль провести гениальную во всех отношениях диверсию. Подрывники после нескольких неудачных попыток подорвать хорошо охраняемый мост через реку Уборть применили хитрость. Смастерив так называемую «железнодорожную торпеду» в виде дрезины с мотором и начинив ее пятью неразорвавшимися авиабомбами с хитроумным взрывателем, подрывники укрепили среди бомб длинную жердь, нижний конец которой соединили проволокой с чекой взрывателя в подрывном заряде. Так как мост перекрывался металлическими воротами, на дрезину посадили чучела в виде набитых соломой немецких мундиров, которые изображали немецких «моториста» и того самого «коменданта», который регулярно проводил инспекцию охраны моста. 31 октября дрезину-торпеду установили на рельсы примерно в километре от моста, завели мотор и подтолкнули.
Охрана моста не сделала по приближающейся дрезине-торпеде ни единого выстрела и не закрыла металлические ворота. Мощнейший взрыв серьезно повредил мост. Только спустя четверо суток немцы смогли частично восстановить движение. В Берлин был направлен доклад, что мост был подорван «красными камикадзе» — советскими офицерами-смертниками, которые вместе со сверхновой железнодорожной торпедой были переброшены прямо из Москвы.
14 октября 1943 года 5-я Ленинградская партизанская бригада взрывом железнодорожных рельсов на участке Уторгош — Сольцы остановила три эшелона с советскими гражданами Красногвардейского, Слуцкого, Красносельского и других районов Ленинградской области, которых немецкие захватчики насильно угоняли в Германию. От фашистского рабства было спасено 1 200 человек.
«Организуя массированные налеты на железные дороги противника партизаны взорвали в октябре свыше 16,5 тысяч рельсов, спустили под откос 24 вражеских поезда, в результате чего было разбито 23 паровоза и 205 вагонов, взорвали 18 железнодорожных мостов и около 150 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах» |
«В последних боях с 3-ей партизанской бригадой хорошо вооруженные разведотряды и отряды отпускников понесли тяжелые потери в людях и вооружении, при крайне скромных собственных успехах» |
Мощный удар был направлен на Старорусскую железную дорогу, где успешно действовала 3-я бригада. Только за 19 октября партизаны подорвали 4600 рельсов, взорвали железнодорожный мост, уничтожили свыше 40 вагонов с живой силой и техникой. В результате этих действий Старорусская дорога была парализована на несколько дней. Такая активность партизан вынуждала противника усилить меры противодействия. Против отрядов народных мстителей враг бросил все имеющиеся в его распоряжении силы. В дело пошли даже отряды отпускников, из скопившихся на железнодорожных станциях военных эшелонов.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь