Оборона Таманского полуострова

С 17 апреля 1943 г. по 7 июня 1943 г.
Воздушные бои над Кубанью
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

«Ночные ведьмы»

«Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме, заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас — на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей,
Я, как вчера, сегодня вижу снова,
Как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
И Руднева, и Белик, и Пасько.»

Б. Ласкин

У войны не женское лицо... Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино.

К середине апреля 1943 года противник сконцентрировал на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего более тысячи самолетов. Сосредоточение с обеих сторон значительного количества самолетов для действий в ограниченном районе определило упорную и напряженную борьбу в воздухе. И сюда, в это пекло, был направлен 46-й гвардейский, единственный в мире целиком женский, авиационный полк. Все воины полка — от летчиков и штурманов до техников — были женщины. В советской армии это прекрасное формирование шутливо называли «Дунькин полк» — так как его неизменным командиром была Евдокия Бершанская.

С марта по сентябрь 1943 года полк участвовал в наступательных операциях по прорыву «Голубой линии» на Таманском полуострове, в освобождении Новороссийска. Именно за освобождение Таманского полуострова полку впоследствии было присвоено наименование «Таманский».

Воевали летчицы на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2), нежно называя их «ласточками». Это были маленькие фанерные самолеты, скорость их была небольшой (чуть больше 100 км в час), летать приходилось на малой высоте в 400-500 метров. Они были слишком уязвимы в дневное время. У-2 можно было сбить даже из обычного крупнокалиберного пулемета. Поэтому летали на У-2 только ночью. Идею применять легкий фанерный самолет как ночной бомбардировщик подала знаменитая летчица-штурман Марина Раскова.

Летчицы были практически беззащитны, имея в своем распоряжении лишь пистолеты ТТ. До августа 1943 года девушки не брали с собой даже парашютов, чтобы загрузить больше бомб. Тем не менее, эти маленькие самолетики и их отважные экипажи не давали немцам покоя, совершая по 8-9 вылетов за ночь, а зимой, когда ночи длиннее, в несколько раз больше.

Ни вражеские истребители, ни зенитки, рассекающие небо, не останавливали «ласточек» на пути к цели. Часто самолеты возвращались из ночных полетов изрешеченными. Девушки-техники быстро латали их, так что крылья многих У-2 были похожи на лоскутные одеяла.

Небо весенней ночью холодное, а кабины самолетов были открыты. После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались.

Смелость наших летчиц отметили и враги: их называли «ночными ведьмами» за то, что не дают покоя и лишают сна по ночам. А галантные французские летчики из полка «Нормандия-Неман» называли их «ночными колдуньями».

Хрупкие, юные вчерашние студентки, работницы заводов и фабрик, по зову сердца вставшие в солдатский строй, с достоинством прошли все дороги войны.

На счету Гвардейского Таманского полка почти три миллиона килограмм сброшенных бомб, двадцать шесть тысяч емкостей с горючей жидкостью, семнадцать подорванных переправ, девять уничтоженных железнодорожных эшелонов, сорок шесть складов с боеприпасами, две баржи, семьдесят шесть автомашин и другой техники. Во вражеском стане вызвано восемьсот одиннадцать пожаров, более тысячи взрывов. Для советских войск, находящихся в окружении, летчицы доставили сто пятьдесят пять мешков с боеприпасами и продовольствием.

Несколько историй «ночных ведьм»

Полина Гельман окончила 3 курса истфака МГУ и в октябре 1941 года добровольно ушла в Красную армию, поступила на курсы штурманов и с мая 1942 была зачислена штурманом в 46 Гвардейский полк, в составе которого прошла через всю войну.

«...В ночь на 19 апреля 1943 года производила бомбометание по войскам противника в п. Крымская. В результате точных боевых ударов наблюдалось два сильных взрыва с пламенем, что подтверждает гвардии лейтенант Клопкова и гвардии лейтенант Пискарева.

Тов. Гельман является активным участником обороны Северного Кавказа, разгрома немецких захватчиков на Кубани, Таманском, Крымском полуостровах, в Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии. Летает исключительно смело, умело маневрирует при попадании в прожектора и зенитный обстрел противника...».

Полина Владимировна была удостоена высокого звания Герой Советского Союза, как и двадцать две ее подруги-летчицы.

Из наградного листа Полины Гельман: «Произвела 857 боевых вылетов на самолете ПО-2».

***

В апреле 1943 года полк находился в станице Пашковская, на окраине Краснодара, откуда в течение двух месяцев «ночные ведьмы» отправлялись на боевые задания. Именно там, в начале апреля произошла трагедия... Для маскировки аэродром не освещался, и По-2, возвращавшиеся с боевого задания, подлетали к нему в полной темноте с погашенными бортовыми огнями. На четвертом развороте самолет Юли Пашковой и Кати (Хыйуаз) Доспановой столкнулся с самолетом Полины Макагон и Лиды Свистуновой. Послышался только треск и грохот. Оба самолета полностью разбились, Макагон и Свистунова погибли сразу. Пашкову пытались спасти, но через три дня она скончалась. У Доспановой были сломаны обе ноги, ее буквально заковали в гипс, а месяца через три она вернулась в строй и вскоре снова летала на боевые задания.

***

Апрельской ночью 1943 года экипаж самолета По-2 в составе Евдокии Ивановны Носаль (заместителя командира эскадрильи) и Глафиры Алексеевны Кашириной (штурмана) получил задание бомбить войска и технику врага. Ночь была светлая и лунная, По-2 вышел на цель, сбросил бомбы и взял обратный курс. Попав в нисходящий поток воздуха, самолет потерял высоту. Для набора высоты пришлось несколько раз разворачивать самолет. При очередном развороте По-2 был обстрелян немецкими войсками. Очередью пробило козырек первой и второй кабин и убило летчицу Евдокию Носаль. Штурман Каширина, почувствовав, что самолет быстро теряет скорость и кренится, взялась за управление, но педали были зажаты безжизненным телом подруги. Кашириной пришлось одной рукой придерживать тело, а другой — управлять самолетом. Выровняв машину и набрав высоту, она добралась до своего аэродрома.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь