Одним из наиболее широко используемых в военных действиях на море видов судов был торпедный катер. Каких только заданий не поручали выполнять черноморским катерникам. Катера не только занимались постановкой мин, охраной морских конвоев, охотой за подводными лодками противника, тралением фарватеров, но и решали совершенно необычные, порой просто фантастические, задачи: конвоировали поезда, обстреливали реактивными снарядами аэродромы, торпедировали береговые укрепления.
Именно такой рейд - дерзкий по задумке, исключительный по храбрости и выдержке всего экипажа - провела группа из двух катеров под командованием старшего лейтенанта Смирнова Павла Максимовича. Он являлся командиром торпедного катера ТКА-115. Вторым в группе был катер ТКА-125, которым командовал старший лейтенант Степаненко Владимир Александрович. Оба катера были типа «Г-5» и представляли собой небольшие, размером 19х3,5 м, но быстроходные и маневренные суда, экипаж каждого составлял 6 человек, а их молодые командиры – вчерашние выпускники Черноморского Высшего Военно-морского училища.
Обычно атаки торпедных катеров проводились в темное время суток группами под прикрытием авиации. Задачей авиации было не только прикрытие катеров с воздуха, но и разведка и освещение целей. Группа катеров под командованием Смирнова на рассвете в 4 часа утра отправилась на охоту за вражеским конвоем, пришедшим накануне в порт Анапы. Туман, простиравшийся вдоль береговой линии, позволил им скрытно передвигаться при морском переходе. Фашисты, видимо, не могли себе даже представить, что советским морякам придет в голову атаковать с моря в столь ранний час. После захода их конвоя в порт, немцы не позаботились выставить заграждения и дозор на внешнем рейде. Такая беспечность обернулась для врага большими проблемами. Советские катера на большой скорости, скрытно подошедшие к Анапе, сбросили скорость и малым ходом в условиях рассеявшегося тумана пробрались в бухту. Гитлеровцы, видимо, приняли их за своих и не препятствовали им в продвижении.
Практически одновременно с ТКА-115 была выпущена торпеда по быстроходной десантной барже, стоявшей на рейде, а с ТКА-125 торпедирован причал, с пришвартованными около него катерами и мелкими суденышками. На берегу началась паника и наши катера, под прикрытием дымовой завесы, быстро покинули порт. Только тогда по ним был открыт артиллерийский огонь, который в этот момент был уже абсолютно бесполезен. Порт на несколько дней был выведен из строя.
Эта дерзкая вылазка была осуществлена черноморскими катерами в мае 1943 года. Она была весьма результативна и успешна и впервые показала, что можно осуществлять поиск целей и в светлое время суток, как в условиях плохой видимости, так и под прикрытием авиации. Сразу после этих событий командиры катеров и весь их экипаж указом Командующего Черноморским Флотом вице-адмирала Л. А. Владимирского были представлены к правительственным наградам. Это один из уникальнейших случаев в военной истории, когда одним указом были награждены сразу два экипажа в полном составе.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь