9 августа 1945 года силы Тихоокеанского флота начали боевые действия. На первом этапе Маньчжурской операции Тихоокеанский флот должен был овладеть базами и портами японских ВМС в Северной Корее и тем самым лишить противника возможности их использования для стабилизации фронта и эвакуации войск в метрополию.
Замысел командования Тихоокеанского флота заключался в том, чтобы под прикрытием подводных лодок, авиации флота и артиллерии сторожевых кораблей высадить морские десанты непосредственно во вражеские порты и внезапным ударом с моря захватить их. Для достижения эффекта неожиданности для переброски десанта было решено использовать быстроходные катера. План операции предполагал захват ближайшего к нашим границам порта Юки. Далее, продвигаясь вдоль побережья Кореи, силы Тихоокеанского флота должны были овладеть и остальными базами японских ВМС. Такой подход был выбран для достижения минимальных интервалов между десантными операциями и предполагал использование освободившихся японских баз для последующего удара по более удаленным портам противника.
В течение 9-10 августа военно-воздушные силы флота под командованием генерал-майора авиации П.Н.Лемешко нанесли серию массированных ударов по портам Юки, Расин и Сейсин. Основной удар нашей авиации пришелся по портам Расин и Юки. В ходе двухдневных бомбардировок было уничтожено около 20 японских транспортов, разрушено депо и железнодорожный вокзал. Авиация Тихоокеанского флота смогла подавить огонь 7 зенитных батарей, а также уничтожить и серьезно повредить причалы, склады и портовые сооружения. Урон был нанесен и транспортной инфраструктуре.
В этих боях отличился летчик 37-го штурмового авиаполка комсомолец младший лейтенант М.Е.Янко, прозванный корейцами огненным человеком. Его самолет после успешной атаки транспорта в Расине загорелся от попадания вражеского снаряда. Герой направил охваченную пламенем машину на военный объект противника и погиб вместе со своим боевым товарищем комсомольцем стрелком И.М.Бабкиным. Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Янко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В ночь на 11 августа была произведена разведка района залива Гашкевича и порта Юки. Экипажами торпедных катеров было установлено, что эти объекты оставлены японцами, и высадка может быть осуществлена без привлечения основных сил.
В тот же день из бухты Новик, расположенной на острове Русский, вышли торпедные катера с десантом. Около 19 часов разведчики высадились в порт Юки.
База действительно оказалась покинутой, таким образом данные морской разведки подтвердились. Высадка и захват порта прошли без потерь. После овладения портом туда было переброшено 13 торпедных катеров, а командование флота начало подготовку к отправке десанта в Расин.
Для операции были привлечены следующие силы флота: фрегат, два тральщика, два больших охотника, шесть сторожевых катеров и два торпедных катера. На этих кораблях в северокорейский порт было переброшено около 1 000 морских пехотинцев. Командовал десантом капитан 1 ранга Е.Е.Полтавский. На этот раз без потерь не обошлось. Сопротивление оказали гарнизоны двух береговых укрепленных пунктов на островках Хам (Течходо) и Масеми у входа в гавань Расина. Для их уничтожения была задействована основная часть корабельной артиллерии. К 10 часам 13 августа десант полностью занял город и приступил к созданию круговой обороны до подхода основных сил 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта.
Еще во время боевых действий в Расине командование флота приступило к подготовке и проведению Сейсинской десантной операции.
Это была последняя база японских ВМС в северной Корее, которая позволяла японским войскам эвакуироваться на острова метрополии. Исходя из важности объекта, его охране и укреплению было уделено особое внимание. Обстановку осложняло еще и то, что командование Тихоокеанского флота не располагало данными о системе обороны Сейсина и составе оборонявшей его группировки войск.
12 августа 4 торпедных катера под командование капитана 3 ранга Кострицкого вошли в Сейсинскую бухту. Из донесения разведчиков было установлено, что крупных кораблей и транспортов в бухте не было. Но более детально проверить акватории не удалось, помешали японские самолеты. Для прояснения ситуации относительно системы береговой обороны командованием флота было решено провести разведку боем.
В 7 часов 13 августа шесть торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В.И.Марковского вышли к Сейсину, на их борту находился 181 морской пехотинец. Сейсинская десантная операция началась.
На пристани противника не оказалось и наши разведчики стали двигаться вглубь города. Но по мере продвижения японские войска начали оказывать ожесточенное сопротивление.
К утру 14 августа гарнизону Сейсина удалось оттеснить наш десант к побережью. К тому же неприятельская группировка постоянно усиливалась за счет отступающих частей и соединений.
В течение 15 августа японские войска более 10 раз атаковали наших морских пехотинцев, стремясь сбросить их в море. Но десант выстоял.
Постепенно стала улучшаться погода, и удалось задействовать авиацию. Не отставали от летчиков и моряки. Высадив десанты, корабли не ушли в порты приписки, а продолжили вести огонь по японским позициям.
Ожесточенные бои продолжались еще двое суток. Только к полудню 17 августа город и порт были полностью взяты советскими войсками под контроль.
После взятия Сейсина все конечные пункты железных дорог в Северной Корее оказались в руках советских войск. Однако в южной части полуострова в руках японских военных оставались еще два прибрежных опорных пункта — порт Этэтин (Одецин) и военно-морская база Гензан (Вонсан). В целях недопущения использования последних для эвакуации остатков Квантунской группировки, командующим войсками на Дальнем Востоке маршалом А.М.Василевским было принято решение о нейтрализации обоих портов.
19 августа 1945 года в направлении Одецин вышел сторожевой корабль «Метель», в сопровождении 6 торпедных кораблей. На борту флотилия имела около 800 морских пехотинцев. Организованного сопротивления японский гарнизон не оказывал, и к вечеру порт Этэтин был под контролем Тихоокеанского флота.
Днем позже эсминец «Войков», фрегат, два тральщика и шесть торпедных катеров вышли в направлении порта Гензан. На борту корабли имели около 1 800 морских пехотинцев. Утром 21 августа торпедные катера с первым броском десанта ворвались на военно-морскую базу. Приказ японского императора о капитуляции одновременно с внезапностью удара сделали своего дело. Дезориентированные и дезорганизованные солдаты гарнизона сопротивления не оказывали, хотя его численность (примерно 7 тысяч человек), почти в 4 раза превышала нашу десантную группировку.
|
Одним из важнейших пунктов договора, подписанного в Потсдаме между Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным, было восстановление советского контроля над Порт-Артуром и портом Дальний, утерянными, как и многие другие территории на Дальнем Востоке, в ходе Русско-Японской войны.
14 августа 1945 года между Китаем и СССР был подписан договор, который предусматривал превращение порта в военно-морскую базу, открытую для военных кораблей и торговых судов только Советского Союза и Китая. Но обладание такой базой значительно усиливало позицию Советского Союза в регионе, и американские военные вопреки договоренности решили первыми принять капитуляцию находившихся там японских гарнизонов. Советское командование не могло допустить такого развития событий, и уже 22 августа в аэропорт Порт-Артура прибыли 10 советских самолетов с десантом в количестве 200 человек. Командовал группой заместитель командующего Забайкальским фронтом генерал-полковник В.Д.Иванов. Советские бойцы быстро захватили основные высоты и ключевые объекты инфраструктуры. К вечеру капитулировало подавляющее большинство гарнизона, а начальник морского гарнизона крепости вице-адмирал Кобаяси сдался вместе со своим штабом.
В это же время десанты высаживались и в порту Дальний.
На следующий день в Порт-Артуре высадился воздушный десант моряков Тихоокеанского флота под командованием генерал-лейтенанта авиации Е.Н.Преображенского. В этот же день над крепостью был спущен японский флаг и поднят советский.
В течение следующих двух дней гарнизоны двух крепостей были усилены, как за счет сил 39-й армии под командованием генерал-полковника И.И.Людникова, так и дополнительными силами Тихоокеанского флота. Подготовка оказалась не лишней.
24 августа вблизи Дальнего появились американские быстроходные суда. Поняв, что опоздали и, простояв несколько дней на внешнем рейде, они покинули этот район.
В районе Порт-Артура американцы даже попытались высадить десант, но, после того как наши солдаты открыли предупредительный огонь в воздух, от этой идеи отказались.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь