Моонзундские острова — небольшие участки суши в устье Финского и Рижского заливов. В 1941 году во время оборонительной операции советские войска стремились во что бы то ни стало удержать эти острова. Корабли Балтийского флота препятствовали действиям немецких войск в Рижском и Финском заливах и отвлекали значительные силы противника, ослабляя группировку армий, наступавших на Ленинград. На аэродроме «Кагул» острова Сааремаа размещалась авиагруппа особого назначения 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского.
Базирование советских бомбардировщиков на этом острове имело большое значение, так как отсюда можно было долететь до важных стратегических объектов, находившихся в глубоком вражеском тылу. В ночь на 8 августа группа советских самолетов, ведомая полковником Преображенским, нанесла первый бомбовый удар по Берлину. Этот налет на вражескую столицу был началом операции, носившей название «Операция «Б». В первом налете на столицу Рейха участвовали три звена бомбардировщиков дальнего действия (ДБ-3). Одно звено вел командир полка полковник Е.Н.Преображенский, второе — командир 2-й эскадрильи капитан В.А.Гречишников, третье — командир 1-й эскадрильи капитан А.Я.Ефремов.
Впервые наши самолеты отправлялись в глубокий тыл немцев. Метеосводка не радовала: с Атлантики шел циклон, в пути ожидались облачность, дождь и туман.
Над Балтийским морем самолеты попали в густой туман, пришлось подняться на высоту более шести тысяч метров, кабины самолетов были негерметичны, летчикам пришлось надеть кислородные маски, температура за бортом опустилась до сорока градусов ниже нуля. От холода не спасали даже меховые комбинезоны и унты, очки покрывались инеем, руки почти не чувствовали штурвала, барабанные перепонки не выдерживали перепадов давления, от чего у летчиков открылось ушное кровотечение. Над землей в облаках все чаще появлялись просветы, а когда летчики уже подлетали к Берлину, облачность пропала вовсе. Под крыльями лежал большой освещенный город. Берлин был надежно прикрыт от налетов авиации: над городом висели аэростаты воздушного заграждения, зенитная артиллерия располагалась в радиусе ста километров, множество мощных прожекторов своим светом достигали высоты около шести тысяч метров. Но в эту ночь все было тихо и спокойно: ни прожекторов, ни зениток, видимо, не ожидали налета из-за плохой погоды над Балтикой. Зайдя прямо над военными объектами, бомбардировщики сбросили бомбы. На бомбах, предназначенных для удара по Берлину каждый экипаж сделал белой краской броскую надпись: «Подарок Гитлеру!», «Герингу!», «Геббельсу!», «Гиммлеру!», «Риббентропу!».
Хорошо были видны вспышки взрывов. Горели склады боеприпасов, бензохранилище, другие военные объекты. Как только на земле взорвались первые бомбы, заговорили зенитки, лучи прожекторов начали обшаривать ночное небо, но наши самолеты уже легли на обратный курс. В воздухе появились ночные истребители. Они были оснащены мощными фарами-прожекторами, освещавшими пространство впереди самолетов. Самое опасное было попасть в лучи прожекторов. Но нашим бомбардировщикам благодаря мастерскому умению летчиков маневрировать и уходить от зенитного огня и истребителей, удалось вырваться на просторы Балтики. На Саарема ночью никто не спал, все с нетерпением ждали утра, когда должны были возвратиться самолеты. Из первого полета вернулись все тринадцать бомбардировщиков.
«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Действиями истребителей и огнем зенитной артиллерии основные силы авиации противника рассеяны. Из прорвавшихся к городу 13 самолетов 9 сбито» |
Услышав такое сообщение, англичане были крайне удивлены. В их газетах появилось заявление, что в эту ночь из-за неблагоприятной погоды ни один английский самолет не взлетал.
«В ночь с 7 на 8 августа группа советских самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь» |
В ночь на 9 августа был совершен второй полет на Берлин. И снова наши летчики вернулись без потерь. 13 августа за образцовое выполнение боевых заданий командования пятеро особо отличившихся были удостоены званий Героев Советского Союза: капитан Василий Алексеевич Гречишников, капитан Андрей Яковлевич Ефремов, капитан Михаил Николаевич Плоткин, полковник Евгений Николаевич Преображенский, капитан Петр Ильич Хохлов. 67 офицеров, старшин, сержантов и рядовых полка были представлены к награждению орденами «Ленина», «Красного Знамени» и «Красной Звезды» и медалями «За боевые заслуги».
Всего бомбардировщики 1-го минно-торпедного полка совершили 9 налетов на Берлин. Не всегда самолеты возвращались с задания без потерь. Ночью 5-го сентября состоялся последний 9-й полет на Берлин, а утром на аэродром совершили налет немецкие бомбардировщики. Они роем кружили над «Кагулом», забрасывая его бомбами. Бомбили и окружающие аэродром хутора, где было заметно большое скопление самолетов, замаскированных под хозяйственные постройки. Видимо, на этот раз хорошо сработала вражеская разведка. Бомбардировка продолжалась целый день. Лишь вечером, с наступлением темноты вражеские самолеты улетели. В этот раз гитлеровская авиация достигла желанной цели. Удалось спасти лишь три наших самолета. На следующий день поступил приказ командования — уцелевшим самолетам перебазироваться на другой аэродром. Морская авиагруппа прекратила налеты на Берлин.
Тем не менее, наши летчики своими действиями поставили под сомнение все самодовольные заявления верховного командования Рейха. Эти бомбовые удары по Берлину подорвали доверие к люфтваффе и его лидеру, Герману Герингу.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь