Бои за Моонзундский архипелаг

С 27 сентября 1944 г. по 24 ноября 1944 г.
Полное освобождение советской Эстонии
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Морская кавалерия

Моонзундская десантная операция (27 сентября — 24 ноября 1944) по освобождению островов Моонзундского архипелага войсками Ленинградского фронта и Балтийского флота от немецких войск, являлась частью Прибалтийской операции 1944 года. План операции по освобождению островов Моонзундского архипелага предполагал последовательную высадку десантов на острова группы. Доставку десантных групп на вражеский берег обеспечивали суда Балтийского флота, в частности, торпедные катера. Моряки прозвали их «морской кавалерией» за маневренность и быстроходность. Множество дерзких рейдов совершили балтийцы-катерники в период Моонзундской операции. Неуловимым зверем, вложившим в рывок всю свою отвагу и ярость, ощетинившись огнем своих орудий, прорывались эти небольшие суда к причалам и пристаням врага, где высаживали десантников. Но тяжелее всего приходилось тем, кто шел первым, на кого неприятель обрушивал всю силу огня береговой артиллерии и пулеметов.

Начать операцию по высадке десанта на остров Хийумаа (Даго) командование планировало 1 октября 1944 года. Но непредсказуемая осенняя погода внесла коррективы в эти планы. Балтику штормило. Армейские части, готовящиеся к высадке на острова, вместе с десантными плавсредствами сосредоточились в порту Рохукюла и ждали только сигнала к посадке. Такой сигнал был дан 2 октября.

Несмотря на непрекращающийся дождь, на пирсе все находилось в боевой готовности. Головной группой торпедных катеров первого эшелона руководил командир 1-го отряда 4-го дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского флота капитан 3-го ранга Виктор Иванович Тихонов. По сигналу десантники заняли свои места и катера вышли в неспокойные воды Балтики.

Высадка десанта на обороняемый врагом остров — операция сложная и ответственная, требующая от экипажа не только смелости и отваги, но также организованности и хорошей флотской выучки. Командир группы Тихонов находился на головном катере и первым подошел к берегу. Умело управляя действиями экипажей, он эффективно организовал огонь катеров на подавление огневых точек и уничтожение живой силы неприятеля. Слаженная боевая работа катерников позволила Тихонову высадить десант без потерь, обеспечить захват плацдарма для дальнейшей переброски войсковых подразделений.

Однако для флагманского катера артиллерийский обстрел с вражеского берега не прошел бесследно. Катер получил ряд серьезных повреждений, которые могли оказаться для него роковыми. Капитан 3-го ранга Тихонов снова оказался на высоте. Быстро и умело руководя действиями команды, он обеспечил спасение судна и возвращение его на базу.

В другой группе к острову Даго шел торпедный катер №17 4-го дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского флота под командованием старшего лейтенанта Николая Флегонтовича Баюмова. Отряду предстояло преодолеть морской пролив шириной в несколько километров и высадиться на укрепленный противником берег острова. При подходе катеров к цели враг обрушил на идущий впереди катер Баюмова всю мощь своих минометов и пулеметов. Вражеский обстрел серьезно повредил катер. Были потери и среди личного состава. В трудных условиях командир Баюмов действовал решительно и хладнокровно. Несмотря на потери и повреждения, катер продолжал приближаться к берегу, ведя огонь из всех своих пушек и пулеметов. Моряки вели стрельбу по гитлеровским автоматчикам, прикрывая высадку стрелковых подразделений на сушу. Достигнув берега, десантники с ходу вступали в бой за захват плацдарма.

Высадив десант, моряки включились в борьбу за спасение своего катера. Несмотря на контузию, лейтенант Баюмов лично организовал боеспособных членов экипажа для проведения работ по спасению судна и сумел доставить торпедный катер №17 на базу.

В десантной операции на остров Даго участвовал гвардии мичман Иван Яковлевич Ларин. Только командовал он не торпедным катером, а катером-тральщиком КТЩ-701 1-го гвардейского дивизиона КТЩ 1-й бригады траления Таллиннского морского оборонительного района Балтийского флота. За годы Войны тральщик Ларина участвовал в 320 боевых операциях по тралению, проводке кораблей за тралами, форсируя мощные минные поля с ловушками. Ларин всегда отлично выполнял самую трудную и опасную задачу — быть лидером в группе тральщиков. 9 раз его судно получало серьезные повреждения, грозящие ему гибелью, но, благодаря отважным и настойчивым действиям командира, всегда возвращалось на базу.

Катер-тральщик Ларина первым подошел к пирсу на острове Даго. Натолкнувшись на сильным отпор противника, балтийцы открыли ответный пулеметный огонь, под прикрытием которого десантники высадились на берег.

Но высадка десанта — это была лишь часть задания. Катер Ларина продолжил маневрировать в местах максимальной концентрации огневых точек немцев. Своими действиями моряки отвлекали огонь неприятеля на себя и успешно подавляли его из пулеметов, способствуя высадке десанта с других судов. Погода все это время стояла ненастная, ветер гнал по морю большую волну. Двое суток в трудных погодных условиях под вражескими обстрелами не сходил мичман Ларин с капитанского мостика, выполняя рейсы по доставке войск, вооружения, боеприпасов и других грузов на остров Даго.

Через несколько дней КТЩ-701 участвовал в высадке десанта на остров Сааремаа (Эзель). Высадка десанта была сопряжена с большими трудностями. Подступы к острову были затруднены отмелями и рифами. Используя естественный рельеф, немцы создали на берегу плотную систему огня и искусственных заграждений. Отряд наших судов приближался к острову Сааремаа, выстроившись в боевой порядок. Замыкал строй катерный тральщик мичмана Ларина. На подходе к цели — местечко Талику к северу от Ориссарской дамбы — группа попала под обстрел береговых орудий противника. В этот момент с флагманского судна раздался сигнал: «Высадить десант». Командир КТЩ-701 привык действовать быстро и решительно. Выбрав место, подходящее для высадки, Ларин вырвался вперед на своем катере и устремился к берегу. На него, летящего впереди всех, направили гитлеровцы всю свою огневую мощь. Но, несмотря на ураганный огонь врага, Ларин первым подвел свой катер к берегу и начал высадку бойцов.

Еще не выйдя из зоны огневой доступности для противника, командир КТЩ-701 заметил, что один из наших торпедных катеров поврежден и сел на мель. Нельзя было оставлять боевых товарищей в беде. Катерный тральщик устремился на выручку, снял судно с мели и отбуксировал его из зоны поражения. Когда поврежденный катер был передан подоспевшим судам, КТЩ-701 снова продолжил переброску десантников, вооружения и военных грузов с подошедших шхун на вражеский берег. Усилиями командира Ларина бойцы на острове своевременно получили необходимые им минометы, пушки и боеприпасы к ним. За время проведения десантных операций маленький и юркий катер, находящийся в руках опытного, отважного и неутомимого мичмана Ларина, доставил на острова столько живой силы и техники, сколько было бы достойно крупного корабля.

24 ноября войска Ленинградского фронта и моряки Краснознаменного Балтийского флота разгромили группировку противника и полностью овладели островом Сааремаа, завершив освобождение Эстонии.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь