Высадка основного десанта из состава 56-ой армии произошла в ночь на 3 ноября 1943 года северо-восточнее Керчи. Как только боевые действия развернулись на основном плацдарме, все штурмовые орудия противника были брошены туда, и натиск неприятеля на Эльтигенский плацдарм уменьшился. Однако стала сказываться другая проблема: за время боев постепенно выходила из строя флотилия, которая доставляла грузы и пополнение на плацдарм. К тому же, значительными были и потери среди десантников. По официальным данным, с 1 по 10 ноября был убит 621 человек, утонуло 1308, ранено 1087.
Из сводок Совинформбюро:
Действия основного десанта оказались гораздо более успешными. При его высадке были учтены предыдущие ошибки, и не боевые потери свелись к минимуму. Уже в 4 часа 35 минут утра 3 ноября первый эшелон десанта был высажен на побережье, а к 10 часам десантники захватили плацдарм площадью 7 кв. км. К полуночи 56-я армия на захваченном плацдарме располагала 9487 бойцами. При этом потери составили менее 150 бойцов, в то время как немцы только пленными потеряли около 100 человек.
Наращивая силы, части 56-й армии продвигались вперед и расширяли плацдарм. Однако, по мере углубления на полуостров, темпы наступления постепенно падали. Не хватало плавсредств для полноценного снабжения войск. На подступах к Керчи наступление окончательно остановилось. Продолжить его не помогли даже танки, переброшенные на плацдарм.
Вечером 4 ноября 1943 года между Эльтигеном и Керчью в районе Камыш-Буруна было высажено еще около 9 тысяч человек из состава 318-й дивизии и приданных ей батальонов морской пехоты. Судьба этого десанта оказалась наиболее печальной. Столкнувшись с сильным противостоянием противника, располагавшего здесь 12 тысячами солдат, хорошо укрепленными позициями и мощной артиллерией, десантники с трудом отбивали атаки противника. Лишенные достаточных пополнений в живой силе и боеприпасах, высадившиеся подразделения не смогли захватить Камыш-Бурун, и через несколько дней десант перестал существовать.
К этому моменту гитлеровцы полностью блокировали с моря Эльтингенский десант. За 26 суток наши катера прорвались к плацдарму только 16 раз. Каждый такой прорыв был подвигом моряков, проводивших высадку и снабжение десанта. Всего по итогам боев 33 моряка-черноморца, были удостоены звания Героя Советского Союза.
|
Среди многих подвигов экипажей сторожевых катеров, был один примечательный бой, который вел и выиграл сторожевой катер «МО-81» старшего лейтенанта С.Г.Флейшера. Его экипаж участвовал и в Новороссийской десантной операции, проводившейся в сентябре 1943 года. Тогда, в ночь на 10 сентября, этот катер первым из своего отряда ворвался в Новороссийский порт. Одним из первых был «МО-81» и у крымского берега в ночь высадки Эльтигенского десанта. Его экипаж считался везучим: за неделю боевых действий в Керченском проливе он был единственным из 1-го Краснознаменного Новороссийского дивизиона, кто еще не имел ни потерь, ни существенных повреждений.
Возвращаясь из очередного рейса к Эльтигену, в ночь на 8 ноября, катер старшего лейтенанта Флейшера оказался один перед пересекавшим его курс отрядом немецких кораблей, состоявшим из быстроходной десантной баржи и шести больших торпедных катеров в кильватерной колонне (идущих строем один за другим).
Встреча произошла намного ближе к крымскому берегу, чем к таманскому. Еще не поздно было повернуть обратно, выброситься на отмель у эльтигенского плацдарма и ценой потери корабля (его сейчас же расстреляли бы вражеские) спасти часть команды. Но старший лейтенант Флейшер и командир звена капитан-лейтенант Чеслер, находившийся на борту, смело и расчетливо повели свой корабль в бой против семи вражеских. Они осознавали, что обогнуть строй противника не удастся, и поэтому выбрали единственно правильный в данной ситуации маневр — попытаться перерезать неприятельскую колонну. Вероятно, именно дерзость их решения позволила катеру-охотнику первым, с дистанции триста-четыреста метров, открыть огонь.
Два вражеских катера, между которыми прорывался «МО-81», были подожжены и взорвались. Погибли командир звена и еще несколько моряков, а половина остальных, включая и командира корабля, были ранены. «МО-81» получил много повреждений, но остался на плаву и колонну противника пересек.
Пока головные и концевые корабли немцев разворачивались для преследования нашего катера, они потеряли его из вида: ночь стояла темная, а локаторов не было. Однако на этом дело не кончилось. Когда катер Флейшера, медленно идя на одном, еле работавшем моторе, миновал уже середину пролива, вблизи появились другие неприятельские корабли: три катера слева, три справа. Они тоже шли в сторону таманского берега, очевидно, на поиск наших конвоев.
На «МО-81» приготовились к последнему бою. Раненые встали к пушкам и пулеметам, наверх подали весь оставшийся боезапас. Все, на что надеялись отважные моряки, — успеть, прежде чем погибнут, потопить еще хоть один вражеский корабль. Командир стал подворачивать к левой группе противника, решив сосредоточить огонь на ней.
Оттуда вдруг засигналили фонарем: тире — точка — тире. Немцы полагали, что приближается свой катер, и запрашивали опознавательные. «Быстрее передавай то же самое тем, направо!» — приказал Флейшер сигнальщику. Справа тотчас отозвались: точка — тире — тире... Ответ был повторен левой группе и удовлетворил ее. Находчивость командира заставила обе группы немецких катеров, еще не обнаруживших друг друга, считать наш катер своим. Теперь оставалось держаться подальше и от той и от другой группы. В итоге, на базу «МО-81» пришел на исходе ночи. Флейшер был тяжело ранен и еле держался на ногах. Позже он был представлен к высокой морской награде — ордену Ушакова II степени.
Экипаж катера-охотника вдвойне оправдал правительственные награды за эльтигенскую высадку десанта, о которых морякам объявили перед самым боевым выходом. Этому бою в Керченском проливе был посвящен разошедшийся затем по всему Черноморскому флоту плакат «Один против семи».
Снабжение десантников, в основном, обеспечивала авиация, которая не могла действовать достаточно свободно из-за плохих погодных условий и ожесточенного противодействия немецкой авиации и противовоздушной обороны. Доставку грузов окруженным, рискуя жизнью, осуществляли женщины-летчицы из легкобомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Тамани. «Ночные ведьмы», как их называли немцы, на хрупких По-2 опускались на самую малую высоту, и были недосягаемы для вражеских зениток. С выключенными двигателями, они плавно скользили в воздухе и сбрасывали на парашютах одежду, боеприпасы, продукты, медикаменты, столь необходимые десантникам. Ежедневно девушки совершали по десять вылетов.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь